Политическая судьба главы Ингушетии Юнус-Бека Евкурова претерпевает явный кризис в связи со скандалом с отчуждением земель и непрекращающимися протестами в республике. На этом фоне относительно незаметно идёт к своему завершению история уголовного преследования бывшего председателя местного отделения партии ПАРНАС Магомеда Хазбиева, в которой Евкуров является потерпевшим. Обвинение запросило для подсудимого 3,5 года колонии. Неожиданная деталь: в этой ситуации, так же как и в упомянутом территориальном споре, похоже, вновь всплывает тема сложных отношений между элитами Чечни и Ингушетии. News.ru разбирался, за что преследуют известного кавказского политика.

Спасение в Грозном

Магомеда Хазбиева обвиняют в незаконном хранении оружия и взрывчатых веществ, оскорблении представителя власти — непосредственно главы Ингушетии, а также публичном разжигании вражды к местным силовикам и чиновникам, включая персонально того же Евкурова. В последнем случае ему вменяется часть 1 статьи 282 УК РФ, которую Госдума вот-вот собирается отменить и перевести в разряд административных наказаний.

В политике и правозащитном движении 39-летний Магомед Хазбиев участвовал последние 11 лет. Сторонники называют его активнейшим борцом с коррупцией и произволом чиновников. История его преследований со стороны ингушских властей довольно долгая.

В январе 2015 года в доме родителей Хазбиева провели обыск, при котором, по официальной версии, было найдено огнестрельное оружие, патроны и гранаты. Были задержаны отец и братья оппозиционера, но обвинение предъявлено только ему, причём заочно — на тот момент он уехал в Чечню и ареста избежал. В своем видеоблоге Хазбиев также заявил, что оружие, найденное в его семейном доме в Назрани, было подкинуто силовиками. Якобы таким образом ингушские власти попытались помешать его присутствию на митинге против карикатур на пророка Мухаммеда у назранской мечети, а также, по его словам, имели установку не допустить участия в мероприятии делегации из Чечни.

Телеграм-канал NEWS.ru

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

Митинг против карикатур на пророка МухаммедаФото: Саид Царнаев/РИА НовостиМитинг против карикатур на пророка Мухаммеда

Интересно, что три года, с 2015-го по 2018-й, Хазбиев, почти не скрываясь, жил в Чечне, будучи объявленным в международный розыск. Местные власти не стали выдавать его соседней республике. Складывалось ощущение, что ингушскому оппозиционеру покровительствуют в Грозном.

В феврале 2015 года, когда Хазбиев находился в чеченской столице, его машину обстреляли из автомата, после чего чеченские силовики взяли его под госзащиту. Хазбиев в своём видеоблоге заявил, что стрелял в него якобы брат руководителя Ингушетии.

Следующий поворот сюжета произошёл спустя несколько месяцев после выхода трехчасового видеоинтервью, которое он дал сайту «ГIалгIайче» («Ингуши». — Ред). В нем Магомед Хазбиев обвинял Юнус-Бека Евкурова в тяжких преступлениях, а также искажал его фамилию, прибавляя к ней жаргонные слова, что оценено экспертами как оскорбление, а вкупе стало основанием для возбуждения дела по «экстремистской» статье.

В другом видеоролике Хазбиев заявлял, что выкупил у окружения Евкурова документы, якобы доказывающие причастность руководства республики к похищениям и убийствам. На проигранной в ролике аудиозаписи некто, голосом похожий на Юнус-Бека Евкурова, произносит фразу: «Была бы у меня возможность, как у Рамзана, я бы убил десять тысяч, а всех остальных заставил бы работать».

За «дебилбека» ответил

В январе 2018 года Хазбиев решил сам сдаться следственным органам Ингушетии, после того как в дом его родственников бросили гранату. На родине мужчину сразу же взяли под стражу. В июне Магасский районный суд Ингушетии начал рассматривать его уголовное дело. Пока шло судебное следствие, группа сторонников Хазбиева обратилась к президенту Владимиру Путину с заявлением в защиту правозащитника. В нём обвинение Хазбиева называется политически-мотивированным, якобы уголовные дела, связанные с видеоинтервью, были заведены по личному распоряжению Евкурова. Также авторы обращения утверждают, что силовики, причастные к заведению дела о незаконном хранении оружия, были позднее осуждены за служебные подлоги, пытки и фальсификацию доказательств. В завершение своего письма инициативная группа попросила Путина предложить Магомеда Хазбиева на рассмотрение Народному собранию Ингушетии в качестве кандидата в главы республики. Реакции Кремля на это обращение не последовало, а 9 сентября Евкуров продлил свои полномочия на новый срок.

«Они что, оскорбить народ тем самым хотели? С таким же успехом можно предложить какого-то террориста, который сидит сейчас в тюрьме. В чём разница? Там террорист, здесь преступник», — прокомментировал это обращение сам Юнус-Бек Евкуров в интервью интернет-газете «Ингушетия».

Руководитель Ингушетии обвинил Хазбиева в попытке необоснованно выставить себя гонимым политическим диссидентом. Интересно, что, продолжая в том же интервью своё обличение ингушской оппозиции, Евкуров заявил, что среди них есть те, «что выполняют заказы из Москвы или еще откуда-то». Глава республики также заявил, что якобы никак не вмешивался в расследование дела против опального общественника. Отметим, что на первом же заседании суда Магомед Хазбиев безуспешно требовал передачи рассмотрения дела в другой регион, выразив уверенность, что в Ингушетии справедливого вердикта ждать не приходится.

Кадр из видеообращения Магомеда ХазбиеваФото: Скриншот youtube.com/ingushetiyaruorg2010Кадр из видеообращения Магомеда Хазбиева

Проходящий по делу потерпевшим глава республики на суд для допроса не явился. Однако ранее в показаниях (есть в распоряжении News.ru), мотивы своего оппонента Евкуров объяснил достаточно противоречиво:

«Он является оппозиционером в РИ (Республике Ингушетия. — Ред.); Хазбиев, прикрываясь общественной деятельностью, пытался занять какой-либо пост в РИ, но у него это не получалось, так как он был связан с преступными элементами. Но на определённом этапе нашего знакомства ему предлагалось занять определённый пост в администрации РИ, но он от этого отказался».

Планируя привлечь обидчика к уголовной ответственности, Евкуров указывал, что Хазбиев употребил в его адрес слова «уркабек», «урка», «дебилбек», «враг народа», «враг бога».

На 26 ноября 2018 года судебное рассмотрение подходит к завершению — заканчиваются прения сторон. В своём выступлении гособвинитель попросил приговорить Магомеда Хазбиева: по части 1 статьи 222 УК РФ (хранение оружия и патронов) — 2 года без штрафа, по части 1 статьи 222.1 (хранение взрывчатки) — 2,5 года и штраф 50 тыс. рублей, по части 1 статьи 282 (разжигание вражды к социальной группе) — 2,5 года и штраф 50 тыс. рублей, по 319 (оскорбление представителя власти) — штраф 10 тыс. рублей и освободить в связи с истечением сроков давности. То есть по совокупности приговорить его к 3,5 годам реального срока и штрафу в размере 50 тыс. рублей.

«Геноцид» от «врагов бога»

Адвокат подсудимого Андрей Сабинин, представитель международной правозащитной группы «Агора», поставил под сомнение экспертизу, проведённую по делу ростовскими специалистами. Выступая в суде, он напомнил: именно потому, что до них эксперты не находили в словах Хазбиева состава преступления, следователи три года вели расследование по делу об «оскорблении представителя власти». Зато потом всего за десять дней сумели расследовать и направить в суд уголовное дело об экстремизме. Привлечённые же в последний момент специалисты, по мнению защитника, вышли за пределы своей компетенции и пришли к явно неверным выводам, которые не могут быть положены в основу обвинения.

Одиночный пикет сторонника Хазбиева возле Дома Правительства в МосквеФото: facebook.com/hazbiev.mОдиночный пикет сторонника Хазбиева возле Дома Правительства в Москве

Как следует из текста экспертизы, имеющегося в распоряжении News.ru, специалисты указывают, что в интервью Магомеда Хазбиева содержится противопоставление «народ — представители власти Республики Ингушетия».

«Смысловая характеристика используемого противопоставления образует иерархический "центр" представленных на исследование материалов и обусловливает направленность на появление чувств ненависти и вражды к представителям определённой группы — представители власти Республики Ингушетия», — пишут эксперты. (цитата из заключения. — Ред.)

В своём интервью Хазбиев выступает с позиции то «мусульманского правозащитника», то консервативного религиозного политика весьма резких взглядов. Происходящее в республике он называет «геноцидом», который ведут так называемые «враги бога». Помимо коррупции и тяжких преступлений, он обвиняет власть в потворстве социальной деградации и прелюбодеяниям, а также неофициальном запрете носить в школах хиджабы. За это он предлагает судить ингушских чиновников по шариату. Отдельно он выделяет силовые структуры, которые характеризует как беспринципные, похищающие людей и фальсифицирующие обвинения.

«Данные высказывания содержат утверждения об антагонизме, принципиальной несовместимости интересов автора текста, ингушского народа и представителей власти», — заключает эксперт.

«Говорит о своей исключительности»

Кроме того, специалист обращает отдельное внимание на то, что Хазбиев представляет себя защитником ингушского народа, тем самым давая понять, что его «есть от кого защищать». Основную ответственность за ситуацию в республике Хазбиев в своём интервью перекладывает на Юнус-Бека Евкурова, которого называет узурпатором власти.

«Магомед Хазбиев также говорит о своей исключительности, превознося себя и приводя аргументы в пользу выбора его в президенты республики», — считает нужным отметить один из специалистов. (цитата из заключения экспертов — Ред.)

Таким образом, эксперт приходит к выводу, что представленные на исследование материалы содержат признаки возбуждения вражды по отношению лично к Юнус-Беку Евкурову и чиновникам республики. Как скрытый «экстремистский» призыв расценено и то, что Хазбиев побуждает ингушей участвовать в выборах, чтобы полностью обновить состав местного парламента, называя это «газаватом», то есть походом против «врагов бога». При этом в соседнем же абзаце своего же заключения эксперты признают, что автор предостерегает от попытки насильственным образом сменить власть. По мнению экспертов, Хазбиев в своём интервью для достижения экстремистских целей активно использовал методы нейро-лингвистического программирования.

«Также данный материал способен вызвать возмущение у представителей официальных структур власти», — констатируют они. (цитата из заключения экспертов — Ред.)

Какую оценку всему этому даст ингушский суд, мы увидим уже очень скоро. По данным источника News.ru, приговор Магомеду Хазбиеву будет вынесен 27 ноября.