Автостраховщики оценивают убытки от мошенничества с ОСАГО в 60 млрд рублей, часть из которых приходится на долю «криминальных» автоюристов, часть на незаконные действия самих страхователей. В результате, по словам главы Российского союза автостраховщиков (РСА) Игоря Юргенса, в ОСАГО сложилась критическая ситуация. Страховщики терпят убытки.
«18% чистого убытка на ОСАГО», — заявил он.
Особо критическая ситуация сложилась в южных регионах. Как пояснил Игорь Юргенс, накладные расходы страховых компаний за 9 месяцев 2017 года в Крыму и Севастополе составили 135,273 млн рублей, сумма основного требования (страховая выплата) в рамках судебного производства — 110,728 млн рублей. Общий объём судебных выплат в этих регионах составил 246 млн рублей, из которых накладные расходы, спровоцированные автоюристами, составляют 55%.
«Судебные выплаты в Крыму за год резко выросли. Очевидно, что такой скачок, скорее всего, связан с миграцией недобросовестных автоюристов из соседних областей. Уровень выплат с учетом РВД в регионе сейчас составляет 108%, то есть страховщики начинают получать убытки и, как следствие, уходят из региона», — отметил он.
Сложная ситуация также в Краснодарском крае, Адыгее, Ростовской и Волгоградской областях. В то же время он добавил, что в Москве или Санкт-Петербурге ситуация нормальная. Глава РСА отметил, что дисциплинированно и адекватно автомобили водят около 75–80% водителей и они не должны платить за 20–25% нарушителей.
В ожидании либерализации
Бороться с проблемой страховщики намерены с помощью либерализации тарифов, которая может начаться уже с марта. Соответствующий проект готовит Минфин. В числе изменений, планируемых ведомством, ликвидация регионального коэффициента и коэффициента мощности.
«Мы хотим дать возможность страховым компаниям самостоятельно вводить дополнительные коэффициенты, связанные с манерой вождения. Страховые компании могут составлять некий профиль вождения. Человек, например, часто превышает скорость, часто ездит по обочине и так далее, в связи с этим имеет смысл ввести ему повышенный коэффициент. Мы сейчас работаем над тем, чтобы страховщики имели доступ к информации о манере вождения», — сообщил ранее замминистра финансов Алексей Моисеев.
В любом случае тарифный коридор будет регулироваться Центробанком. РСА поддерживает эти меры и, по словам Игоря Юргенса, также предлагает отменить регулирование пяти коэффициентов, дать страховщикам право устанавливать тарифы в рамках коридора, определённого ЦБ.
Страховщик сам сможет договариваться с клиентом о тарифе. При этом он заверил, что либерализация не будет означать повышение цен на полисы, о чём свидетельствует мировая практика.
«Сначала либерализация приводит к небольшому скачку — от 10 до 15%. Потом происходит падение цен и стабилизация на каком-то уровне», — заверил Игорь Юргенс. При этом он признал, что вряд ли удастся полностью победить мошенников.
Он также сообщил, что страховщики не зарабатывают на ОСАГО, доход им приносит каско.
Леонид Ольшанский, адвокат, вице-президент «Движения автомобилистов России», специально для News.ru:
Отколь существует ОСАГО, мы с ним боремся. ОСАГО — есть фундамент вопроса. Это антиконституционная норма. Почему? Потому что ОСАГО противоречит всем известному принципу Конституции — презумпции невиновности. А исходит из принципа Южной Родезии — презумпции виновности: водитель обязательно кого-то протаранит рано или поздно, поэтому должен заплатить вперёд. Это всё равно, что нам всем отсидеть по несколько лет в тюрьме — вдруг подерёмся, вдруг чего украдём. Это первое.
Второе. Отколь существует ОСАГО, они (страховщики. — Ред.) говорят об убыточности. Если это убыточно, не занимайтесь этим, уйдите с рынка. Но они с упорством остаются и каждый раз под любыми предлогами стоимость полиса повышают.
И что это за «криминальные» юристы? Криминальный — это тот, кто смошенничал, уголовный суд сказал, что он виноват. Суть такова, что строго по Гражданскому кодексу водитель даёт доверенность. Может дать любому, хоть дворнику. Но, конечно, он даёт юристу. А юрист через суд берёт со страховой компании и долги, и госпошлину, штрафы, пени... Короче, тот, кто разбирается в Гражданском кодексе, тому и дают для этого доверенность. Проиграв суд, они (страховщики) говорят, что юристы — мошенники. А они бы хотели, чтобы с них брали только стоимость ремонта, а штрафы и пени чтобы не брали. И вот этих людей они называют мошенниками. Получается, что у нас в стране все судьи мошенники. Ведь суды идут во всех городах страны. В суд когда подают на страховую компанию? Когда она не платит! То есть они стоимость полиса повышать хотят, а платить не хотят.
Автовладельцы за либерализацию
Большинство автовладельцев — 53%, по результатам исследования холдинга «Ромир» — в целом выступают за либерализацию ОСАГО. При этом 79% опрошенных поддерживают установление индивидуальных тарифных коэффициентов, которые предусматривают скидку за аккуратную езду. Положительно 70% респондентов оценили и возможность увеличения срока страхования, 57% — увеличение размера возмещения ущерба до 1–2 млн рублей, а 54% — возможность использования устройства телематики. Более трети опрошенных согласны и с установлением максимального размера стоимости полиса ОСАГО.
«На негативное отношение указали только 6% опрошенных водителей. Это очень хороший результат с учётом того, что тема установления справедливого тарифа была озвучена не так давно», — считает руководитель департамента количественных исследований холдинга «Ромир».
Опрос опросом, но к чему приведёт возможная либерализация тарифов, станет понятно только после её введения. Многие эксперты, опрошенные различными СМИ, полагают, что цена на полисы возрастёт, а вот в том, что она в дальнейшем снизится, выражают сомнения. Если вспомнить далёкие советские времена, то при очередном повышении цен граждане шутили: «по просьбам трудящихся». А вот снижения цен по их же просьбам припомнить не могли.