В Госдуму внесён законопроект, предлагающий по факту декриминализировать печально знаменитую статью 282 Уголовного кодекса и перевести деяния, предусмотренные в ней, в часть административных правонарушений. Речь идёт об уголовной ответственности за репосты в социальных сетях.

Законопроект внесли депутаты Шаргунов и Журавлёв, он зарегистрирован на сайте СОЗД парламента за № 495566-7 25 июня. Если быть более точным, то наказание предусматривается за распространение в Интернете высказываний, пропагандирующих ненависть либо вражду, а также унижающих человеческое достоинство.

Депутаты предлагают убрать первую часть статьи с наказанием до пяти лет, но оставить часть вторую, которая карает за те же деяния, но с использованием служебного положения или совершённое в группе и по сговору. Там наказание — до шести лет.

Юристы в таких случаях рекомендуют следить за так называемой правоприменительной практикой. Сейчас, по прошествии нескольких лет после включения 282-й статьи в УК, можно говорить, что она стала применяться очень часто, и поводы для этого были не всегда очевидными. Тем не менее санкция по статье вполне реальная и немалая. Депутаты предлагают сделать наказание административным и ограничиться 15 сутками ареста, либо штрафом от 10 тыс. до 20 тыс. рублей, либо обязательными работами до 100 часов.

Телеграм-канал NEWS.ru

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

Многие, кто оказался осуждён на реальные сроки заключения, сами текстов не писали и картинок сомнительного политического содержания не рисовали. Они просто перепостили уже написанное у себя на страницах. Поэтому закон так и назвали — наказанием за репост.

Фото: flickr.com/Фото Москвы Moscow-Live.ru

Одним из первых по 282-й статье был осуждён Андрей Бубеев, инженер-механик из Твери. Он опубликовал у себя несколько картинок и записей о событиях на Украине. Заволжский районный суд Твери 6 мая 2016-го приговорил его к 2 годам и 3 месяцам колонии-поселения.

В результате 23-летняя жена Бубеева была вынуждена бросить медицинский вуз, поскольку она с детьми оказалась без средств к существованию. Стоит отметить, что страничка Андрея имела всего 12 друзей, а наказание оказалось весьма серьёзным.

Через несколько недель по той же статье осудили Максима Кормелицкого из Бердска Новосибирской области. Он перепостил фото с купающимися в проруби. Его признали виновным в разжигании религиозной розни и приговорили к 1 году и 3 месяцам колонии-поселения.

Блогер Андрей БубеевФото: yotube.com/Грани.РуБлогер Андрей Бубеев

Количество получивших наказание за репосты сегодня исчисляется сотнями. Обращает внимание тот факт, что большинство репостов было сделано в соцсети «ВКонтакте».

Некоторые из них получали реальные сроки за картинки, которые годами гуляли по Интернету. Наказывали людей, которые репостами указывали на вопиющие нарушения, при этом во внимание не принималось, что человек возмущается увиденным и просит общество отреагировать на безобразие.

Иногда случались совсем курьёзные вещи. Так, на тысячу рублей был оштрафован житель Чувашии Дмитрий Паньков за то, что опубликовал у себя сообщение одного из СМИ, что в отношении него суд прекратил уголовное дело.

Фото: АГН "Москва"

Таким образом та самая правоприменительная практика стала массовой. Под угрозой сейчас практически все граждане России, которые пользуются соцсетями. Это обстоятельство даёт повод критикам страны говорить о цензуре и репрессиях.

В этих условиях законодательная инициатива Шаргунова и Журавлёва выглядит вполне обоснованной. Правда, стоит отметить, что реальные сроки за репосты как раз и даются по части 2 ст. 282. А значит, сообщения о посадках за них могут появиться вновь.

Сейчас наблюдатели гадают, какая судьба может ожидать эту законодательную инициативу. Однако стоит вспомнить, что на последней «Прямой линии» с Владимиром Путиным Шаргунов как раз и рассказывал президенту об абсурдности некоторых аспектов применения статьи, указывая, что при желании по ней можно осудить Пушкина, Достоевского, Толстого, Маяковского, а «их сочинения изъять». Тогда Путин призвал не «доводить всё до маразма» и проанализировать всё в рамках Общероссийского народного фронта. По всей видимости, анализ был проведён.