На прошлой неделе в продаже появился новый роман Бориса Акунина, посвящённый Эрасту Фандорину. На этот раз — самый последний, с интригующим названием «Не прощаюсь». Эраста Петровича в нём убивают. Впрочем, его убили в предыдущей книге — «Чёрный город». Оказывается, Фандорин выжил, впав в кому. Он пробыл в ней несколько лет, за это время началась Первая мировая, произошла революция, развалилась Российская империя. Случайный выстрел и чиркнувшая по голове пуля возвратили Эраста Петровича к жизни. Через некоторое время к нему вернулись силы, и его нашли новые приключения. В конце книги его снова убьют, после него останется жена, беременная отцом сэра Николаса Фандорина, героя «Алтын-толобаса», «Внеклассного чтения», «Ф.М.» и «Сокола и Ласточки». На этот раз Эраста Петровича вроде бы прикончили окончательно. Но быть уверенным в этом нельзя — Эраст Фандорин суперуспешный коммерческий проект, поэтому он всё время самовоспроизводится.
Но тут есть и другое: автор хочет сказать нечто важное. Бориса Акунина занимает судьба России, ей посвящена серия его книг «История Российского государства». В появившемся задолго до этого цикле романов о русском Шерлоке Холмсе, великом сыщике Фандорине, Акунин, в сущности, говорил о том же. Эраст Петрович стоял на страже закона и порядка, разума, предсказуемости, собственности, он противостоял наползавшему на Россию революционному хаосу. В девяностые Эраст Петрович казался подтверждением того, что в России возможна иная, правильная, европейская жизнь. Проект выдохся одновременно с тем, как умерла вера в то, что это осуществимо. С тех пор приключения Эраста Петровича стали несколько судорожными, а воскрешения — механическими.
В новом романе он наблюдает за тем, что творится в красной Москве, попав на занятую белыми территорию, принимает участие в расследовании покушения на главнокомандующего и приходит к выводу, что хуже все — и красные, и белые. В конце концов красной агентуре всё-таки удаётся его убить, бог весть, навсегда или временно. Тут есть самоповтор: в «Чёрном городе» с Фандориным тоже разделались большевики. В мире Бориса Акунина это главное российское зло прошлого века. Победить его Фандорин не может в силу естественных, описанных в школьных учебниках причин — и дракон раз за разом съедает драконоборца.
«Не прощаюсь» — увлекательная книга. Это качественный гибрид детектива и приключенческого романа, материал, на котором она написана, широкому читателю неизвестен, а автор его знает прекрасно. Штаб-квартира анархистов, формирующаяся Красная армия, белое подполье и тыл белой армии... После того как не стало СССР, литераторы и кинематографисты всё это забросили — и совершенно напрасно. Но как высказывание о судьбе страны Эраст Петрович Фандорин давно мёртв. И сколько его ещё ни «убьёт» автор — по-настоящему он не воскреснет.