Снизив свой прогноз по росту ВВП России в 2019 году с 1,5% до 1,4%, Всемирный банк мотивировал это низкими ценами на нефть. Опрошенные News.ru эксперты в целом согласны с цифрой, но не с пояснением. По их словам, экономика замедляется прежде всего из-за слабого внутреннего спроса и усилившейся налоговой нагрузки.
Перспективы роста российской экономики в 2019–2021 годах «остаются скромными», говорится в обновлённом прогнозе Всемирного банка (ВБ) по странам Европы и Центральной Азии. Текущий год в докладе будет явным провалом в динамике развития ВВП по нескольким причинам, главная из которых — более низкие, чем в 2018-м, нефтяные котировки, считает ВБ. Ускорение роста ВВП в прошлом году (2,3% против 1,6% в 2017-м) в организации объясняют (помимо роста цен на нефть) разовыми факторами — это строительство энергетических объектов и проведение чемпионата мира по футболу.
Ослабление соглашения ОПЕК+ в июне 2018 года обеспечило рост добычи полезных ископаемых и связанных с ними секторов (транспортировки и хранения) во второй половине года. Строительный сектор вырос на 4,7% (по сравнению с сокращением на 1,2% в 2017-м), это обусловлено завершением проектов в энергетическом секторе, — отмечено в отчёте.
Ожидания совпадают, оценки — не вполне
К основным рискам для российской экономики Всемирный банк относит нестабильность на нефтяном рынке, глобальную рецессию, санкции, скептический настрой инвесторов, а также (из чисто внутренних) резкий рост потребкредитования и высокую (10,4%) долю плохих долгов. Также в ВБ указывают, что снизить уровень бедности вдвое за шесть лет будет крайне сложно: потребуются дополнительные ресурсы и более точечное распределение соцрасходов.
Наш базовый прогноз тоже 1,4%, так что ожидания совпадают. Но дело не в ценах на нефть — они сейчас влияют на ВВП куда меньше, чем раньше, а в усилившейся налоговой нагрузке и слабом внутреннем спросе. Более того, цены на нефть не столь и низкие, — говорит в комментарии для News.ru главный экономист агентства «Эксперт РА» Антон Табах, отмечая, что к санкциям российская экономика адаптировалась, а вот глобальная рецессия может нанести ей урон.
По оценке заместителя председателя правления ЛОКО-Банка Андрея Люшина, помимо цен на нефть на ВВП влияют инфляция и производительность определённых секторов экономики. Однако все они так или иначе связаны с нефтяным и валютным рынками. Основным риском для России в среднесрочной перспективе эксперт считает санкции, для введения которых нужен ряд условий, прежде всего подтверждение вмешательства России в выборный процесс в США.
Однако, если санкции будут введены, и банковский, и оборонный, и энергетический секторы РФ понесут определённые убытки. Это отразится на показателях, связанных с ВВП. Поэтому снижение Всемирным банком прогноза по ВВП на 0,1% представляется справедливым с ориентацией на риски, — говорит Люшин.
Влияние механизма бюджетного правила
По словам главного экономиста BCS Global Markets Владимира Тихомирова, фактор цен на нефть не является определяющим для российской экономики, если речь идёт об уровнях $50–70 за баррель. Конечно, если цена окажется существенно более низкой, чем ожидалось, — скажем, $40 против $60–70 за баррель, тогда другое дело. Но поскольку в прогнозе ВБ речь идёт лишь о небольших изменениях и нефтяные котировки всё равно останутся комфортными для экономики, это не повод для снижения прогноза. Более того, в значительной степени эффект от колебаний цен на нефть сглаживается механизмом бюджетного правила: фактически львиная доля сверхдоходов от нефти изымается в бюджет и затем направляется в резервы. Тихомиров прогнозирует рост ВВП в 2019 году на 1,5%.
Что касается основных рисков, то я согласен, что геополитика и состояние мировой экономики будут влиять на темпы роста ВВП. Однако я бы включил в список ещё один риск: если правительство РФ будет придерживаться сверхконсервативной экономической политики, планируемое наращивание госинвестиций для реализации нацпроектов может затянуться, — рассуждает собеседник News.ru.
Ускорения не будет
И тогда, резюмирует Тихомиров, экономика лишится важного драйвера роста, соответственно, никакого ускорения после 2019 года не будет. Впрочем, аналитик ожидает, что в конце этого года и в 2020 году инфраструктурные инвестиции со стороны государства сыграют свою роль и рост ускорится до 2,3%.
На мой взгляд, понижение прогноза ВБ с отсылкой на более низкие нефтяные цены выглядит спорным, учитывая ту ценовую конъюнктуру, которая сегодня наблюдается на рынке. С начала 2019 года котировки нефтяных фьючерсов выросли более чем на 30%, отыграв падение IV квартала прошлого года, — говорит начальник отдела экспертов по фондовому рынку «БКС Брокер» Василий Карпунин, предлагая до конца года ориентироваться на диапазон $65–75.
Санкции не фатальны
Конечно, продолжает он, постоянные опасения по поводу геополитических факторов на длинной дистанции негативно сказываются на внешних инвестициях и внутренней предпринимательской активности. Однако санкции, будучи потенциально болезненными для отечественной экономики, абсолютно для неё не фатальны.
Риски для экономики РФ со стороны нефтяного рынка в среднесрочной перспективе вызывают наименьшие опасения. Возвращение негативных тенденций на рынок возможно в более долгосрочной перспективе при воздействии специфического набора факторов, — считает главный аналитик «БКС Премьер» Антон Покатович.
По его предположению, в этом году сделка ОПЕК+ (мощнейший фактор поддержки цен нефтяного актива) будет продлена. Кроме того, Покатович не видит рисков критического ослабления в ближайшие годы мирового спроса на нефть, соответственно, цены ниже 50$ не упадут в обозримой перспективе. Что касается рисков глобальной рыночной конъюнктуры, а также санкций в отношении РФ, позиция ВБ верна: эти факторы останутся основными генераторами давления на Россию в 2019–2021 годах.
Годовые темпы роста ВВП вряд ли покинут диапазон в 1,3–1,6%. Если обратиться к данным Росстата по росту экономики за 2018 год до их масштабного пересмотра, то видно: единственный «здоровый» драйвер, не демонстрирующий серьёзного ослабления, это показатели экспорта, который целиком зависит от динамики цен на сырьевых рынках. А вот неэкспортные драйверы экономики в виде потребительских расходов, инвестиций и госрасходов были и останутся подавленными, — отмечает Покатович.
Фактор торговых войн
В свою очередь аналитик компании «ФинИст» Ирина Ланис напоминает, что (согласно отчёту Международного валютного фонда) основными источниками риска для мировой экономики являются торговые войны. Если страны преодолеют разногласия, на рынки вернутся позитивные настроения и, как следствие, прогнозы могут быть подняты выше базисного уровня. Как отмечает Ланис, прогноз Всемирного банка на 2019–2020 годы в отношении роста ВВП еврозоны составляет 1,6% и 1,7% соответственно, что немногим выше российского.
Не последнюю роль в понижении прогноза до 1,4% играет и ослабление национальной валюты в совокупности с возможным сдерживанием инфляционных показателей. Повышение НДС могло привести к скачку инфляции, однако, как было отмечено 22 марта на заседании Центробанка, регулятор изначально заложил прогноз по инфляции в диапазоне 5,0–5,5%. Сегодня он понижен до 4,7–5,2%, — поясняет Ланис в беседе с News.ru.
Получается, резюмирует эксперт, что сейчас мы идём по нижней границе прогнозируемого диапазона. Конечно, в полной мере влияние повышения НДС на инфляцию можно будет оценить только во втором квартале. Несмотря на то, что на мартовском заседании ЦБ было решено оставить ключевую ставку без изменений, очень велика вероятность её возврата к прошлым значениям, то есть до 7,5% к третьему кварталу текущего года. При любых обстоятельствах можно надеяться, что бюджет останется профицитным, а рост ВВП в дальнейшем ускорится.
Хотим мы этого или нет, но Россия полностью зависит от экспорта энергоносителей, поскольку высокотехнологический сектор очень слабо развит и в стране, по сути, произошла деиндустриализация. В РФ нет даже собственного производства оправ для очков и линз к ним, — говорит директор департамента управления активами компании ERARIUM Group Денис Лисицын.
Поэтому, убеждён собеседник News.ru, курс рубля будет напрямую зависеть от цен на нефть и усугубляться санкциями со стороны США и Евросоюза, особенно в отношении энергетического сектора. Компании, работающие в этой сфере, могут потерять свою инвестиционную привлекательность. Усиление рубля снижает покупательную способность населения, и как результат — снижение ВВП страны в целом.