Верхняя палата парламента России достаточно долго шла к законопроекту, уточняющему все необходимые процедуры банкротства физических лиц. Документ был одобрен после его хождения по не одной согласительной комиссии. Насколько «узкоцеховая» тематика стала предельно болезненной в социальном измерении, почему она стала затрагивать, увы, многих и будут ли сняты противоречия между накапливающими долг и теми, кто его взыскивает, — в материале News.ru.

Главный сюжет нововведения состоит в том, что прописываются более последовательно и точно все стадии банкротства, с одной стороны, а с другой — гарантируется дополнительная защита имущественных прав участников гражданских правоотношений.

Своего рода ноу-хау в юридическом плане: документ устанавливает обязательное включение в единый федеральный реестр данных как о должниках, так и о коллекторах. История о правовом регулировании взаимоотношений между коллекторами и должниками длится не один год, и последняя коллизия на законодательном уровне была в декабре 2018-го — январе 2019-го. 19 декабря 2018 года Госдума принимает в третьем чтении соответствующий закон, 16 января 2019 года Совет Федерации его отклоняет.

Документ также уточняет действующие процедуры раскрытия информации о деятельности юрлиц. Также заметен крен в сторону большей публичности сведений об этих юридических лицах, что должно содействовать участникам рынка в более полной оценке рисков по сделкам и одновременно сделать более эффективной защиту их прав и интересов, в первую очередь, имущественных. Исходя из этих целей, меняется состав и порядок раскрытия сведений в Едином федеральном реестре.

Телеграм-канал NEWS.ru

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

Сами «виновники торжества» — банковские работники и сотрудники коллекторских агентств, поспешили не согласиться с доводами сенаторов в том плане, что принимаемый закон улучшит положение в столь специфической сфере. Прежде всего, заинтересованных лиц не устраивает в новой версии законопроекта положение, обязующее кредиторов публиковать в реестре сведения о привлечении коллекторов. Новые ожидаемые затраты особо не пугают, однако материально они выражают самую настоящую бюрократическую суету — бесполезное дублирование функций и всё те же незастрахованные риски утечки данных.

Фото: Global Look Press/dpa/Daniel Karmann

Национальная ассоциация профессиональных коллекторских агентств (НАПКА) уже отправила в верхнюю палату парламента письмо с просьбой не принимать законопроект, в том числе в части внесения изменений в закон о взыскании долгов физических лиц (ФЗ-230).
По материалам НАПКА, по итогам 9 месяцев 2019 года объём первичных передач просроченных банковских кредитов коллекторским агентствам равнялся 453 млрд рублей. На текущий момент просроченными кредитами со сроком свыше 90 дней охвачены в общей сложности 13–14 млн ссуд.

Сейчас, отмечает НАПКА, в работе коллекторских агентств более 1 трлн рублей переуступленной банковской задолженности, или порядка 6,5 млн долгов. Ежегодно в работу приходит свыше 400 млрд рублей первичной задолженности.

Изъяны, а подчас и грубые нарушения вплоть до преступлений в каждодневной деятельности коллекторов регулярно оценивают в Министерстве внутренних дел. По оценке экспертов МВД, реальное количество пострадавших от действий зарвавшихся взыскателей не совпадает с официальной статистикой, а при условии прежнего отсутствия должного регулирования этого рода занятий будет только увеличиваться.

Президент СРО НАПКА Эльман Мехтиев в комментарии News.ru отметил, что по факту данное нововведение, если будет принято, не несёт в себе никакой пользы для должника, а лишь добавляет бумажной волокиты кредитной организации.

Эльман Мехтиев, президент СРО НАПКА:

Рекомендуемый ресурс для размещения информации предназначен для бизнеса, но никак для массового использования физическими лицами.

По его мнению, действительно граждане нуждаются в дополнительном информировании по движению их долга; однако помимо классического письма надо использовать более массовые и известные ресурсы для того, чтобы цель инициативы — повысить осведомлённость должника о своем долге — была достигнута. Наиболее логичным в этом вопросе видится информирование через портал госуслуг.

Старший эксперт Института экономики переходного периода имени Гайдара, кандидат экономических наук Сергей Жаворонков в комментарии News.ru признал, что обществу ранее действительно было тяжело регулировать эту глубоко маргинальную сферу. Но и предлагаемый законопроект вряд ли способен изменить дело к лучшему.

Сергей Жаворонков, экономист

Фото: Сергей Жаворонков, экономист
Да и нынешнее законодательство не позволяет коллекторам бить, пытать, поджигать дома несчастных должников. Но, как показывает практика, они и раньше умудрялись это делать, но — не по закону, разумеется, а по беспределу.

Поэтому, с точки зрения экономиста, можно какой угодно принять и какой угодно составить реестр, соединив в нём коллекторов хоть с должниками, хоть с кем-либо ещё, но нужно понимать: человек, привыкший считать себя бандитом, будет действовать по своему «разумению», обходя для себя и новые законодательные и прочие юридические мелочи.

Хотя проблема, безусловно, есть, — подчёркивает Жаворонков. — Нужно отделять людей, попавших в лапы коллекторов по своему неведению или бедности, а есть лица, сознательно набирающие долги и не отдающие их при вполне нормальном своём финансовом положении.