17 июля 2018 в 15:30

ЦБ проверит банки на спам

Кредитные организации переадресуют специалистам Банка России спам-сообщения с вредоносами

Фото: РИА Новости/Михаил Воскресенский

Регулятор может прийти в банки с кнутом — кредитные организации ждёт наказание за халтурное отношение к поступающей к ним спам-рассылке, в которой могут быть обнаружены вирусы. Получение подобного почтового мусора будет являться инцидентом, о котором следует докладывать в ФинЦЕРТ.

Напомним, что с 1 июля в России вступили новые нормы законодательства, согласно которым кредитные организации обязаны отчитываться перед ЦБ обо всех случаях кибернападений на них и вирусных атаках на системы безопасности. Однако ранее речи о том, что финансовые учреждения должны ещё уведомлять и о спам-рассылке не было. Даже обычному юзеру понятно, что объём таких писем огромен, а на то, чтобы отследить весь спам, отсортировать его и отправить на проверку в ЦБ, уйдёт много времени и ресурсов — как у самих банков, так и у представителей регулятора.

News.ru решил опросить экспертов, а также представителей банков и разобраться, как будет происходить взаимодействие с ЦБ и осуществляться борьба с хакерами, что считать спамом, а что — нет.

Согласно отчёту «Лаборатории Касперского», уровень спама в российском сегменте интернета снижался с 56,72% в январе до 52,14% в марте. Средняя доля спама в Рунете составила 54,33%, что, однако, выше общемирового показателя. В I квартале наибольшая доля спама была зафиксирована в январе — 54,5%. Средний процент спама в мировом почтовом трафике составил 51,82%, что на 4,63 процентного пункта ниже показателя последнего квартала 2017 года.

Как рассказал бизнес-консультант по безопасности компании Cisco Systems Алексей Лукацкий, нагрузка на обе стороны взаимодействия будет действительно очень большой.

«Но если для банков задача пересылки каждого спам-сообщения может быть легко автоматизирована, то для ФинЦЕРТ такой возможности пока не предусмотрено», — заявил эксперт.

По его словам, сотрудникам регулятора придётся анализировать каждое приходящее сообщение с целью выявления в нем вредоносных признаков и подготовки на их основе соответствующих бюллетеней.

Бизнес-консультант по безопасности компании Cisco Systems Алексей Лукацкий Бизнес-консультант по безопасности компании Cisco Systems Алексей Лукацкий Фото: facebook.com/alexey.lukatsky

Возможно, ЦБ уже сейчас разрабатывает систему машинного обучения для анализа больших данных, чтобы автоматизировать эту задачу, считает Лукацкий, или же по мере получения ежедневно миллионов легальных спам-сообщений пересмотрит свой подход к получению уведомлений по данному виду инцидентов.

Со своей стороны, замдиректора Digital Security Алексей Антонов назвал спам-рассылки весьма эффективным методом проникновения во внутреннюю инфраструктуру организаций.

«Для злоумышленника такая рассылка стоит копейки, а результатом её может стать успешная реализация атаки, при удачном раскладе, получение финансовых средств. Очень часто такие рассылки могут содержать самые технологичные методы атак, новейшие и ещё не детектируемые», — подчеркнул эксперт.

Он считает, что усиление мер по защите от спам-рассылок — это грамотный шаг. Также положительный эффект будет иметь тот факт, что ФинЦЕРТ будет получать информацию о таких методах, быстро обрабатывать и уведомлять всю отрасль.

Говорят, царь — ненастоящий!

Заместитель руководителя лаборатории компьютерной криминалистики Group-IB Сергей Никитин заявил, что здесь, по всей видимости, идёт банальная подмена понятий.

«Речь идёт не о спаме, а о spear-phishing рассылках с вредоносными вложениями. Именно с их помощью чаще всего атакуют банки, заражают компьютеры сотрудников и выводят миллионы», — подчеркнул он.

Эксперт отметил, что ежедневно жертвами финансового фишинга в России становятся более 900 клиентов различных банков, что в три раза превышает ежедневное количество жертв от вредоносных программ.

В России, по оценкам Group-IB, действуют 15 групп, занимающиеся фишингом под финансовые учреждения, а около 10-15% посетителей финансовых фишинговых сайтов вводят свои данные.

«С нашей точки зрения, о рассылках с вредоносными вложениями, конечно, нужно сообщать в ФинЦЕРТ, а ещё желательно тестировать на «песочницах» (sandbox) с режимом блокирования, чтобы такие письма не доходили адресатам», — сказал Никитин.

Согласно его мнению, если бы у банков были бы «песочницы», которые автоматически запускают и анализируют поведение файлов в безопасной среде (как показала практика, антивирусы на почтовых серверах против целевых рассылок бессильны), то заражений и успешных атак было бы значительно меньше. Плюс можно было бы автоматизированно сообщать о подобных рассылках, об их адресатах, и адресах управляющих серверов вредоносных программ, предлагает эксперт.

Фото: News.ru/Александр Куров

Специалист антивирусной компании «Доктор Веб» Александр Вураско также склонен считать, что в данном случае речь идёт не о спам-рассылках в целом, а о рассылке вредоносных программ в электронных письмах. Такие рассылки часто используются в процессе атак, как на сами банки, так и на их клиентов.

«Как правило, большая часть подобных писем отфильтровывается почтовыми антивирусами, но некоторые могут дойти до конечных адресатов, например, сотрудников банка. Запуск вредоносного вложения сотрудником может иметь серьёзные последствия», — отметил он.

Через заражённый компьютер может быть атакована внутренняя сеть кредитной организации, как это было недавно с ПИР-Банкам, у которого хакеры похитили 58 млн рублей. В таком случае это будет являться компьютерным инцидентом.

Именно поэтому важно правильно конфигурировать антивирусную защиту почтовых серверов и рабочих станций, а также проводить обучение сотрудников и выстраивать политики безопасности, направленные на недопущение подобных инцидентов.

Управляющий директор по IT и технологиям Абсолют Банка Наталья Поздеева также призвала не путать спам и вирусные атаки, т.к. это не одно и тоже, и степень их опасности существенно разная.

«ЦБ предписывает всем банкам выявлять вирусные атаки и информировать об этом ФинЦЕРТ. Это нормальная рабочая практика, которая помогает другим участникам рынка получить оперативную информацию об атаке и организовать противодействие», — заявила она.

В свою очередь директор департамента информационной безопасности Московского Кредитного Банка Вячеслав Касимов сообщил, что кредитная организация будет переадресовывать коллегам из регулятора даже спам-рассылки с вложениями. «Очень надеюсь, что коллеги будут в состоянии обработать такого рода потоки данных», — отметил он.

Говоря о вредоносных файлах, получаемых через почту, Касимов сообщил, что таких событий банк фиксирует иногда несколько десятков или сотен в день, а иногда — единицы.

«Вреда они IT-системам МКБ вследствие принимаемых мер не приносят. Но есть большой вопрос в классификации содержимого письма как вредоносного: если верить только стандартным средствам защиты, то они могут давать как ложно-позитивные срабатывания, так и, наоборот, ложно-негативные», — сказал представитель банка.

Для усиления защиты необходим более чёткий регламент (например, кредитная организация может сообщить об одном событии в месяц — и уже вроде как и наказывать не за что). Во-вторых, совершёных механизмов идентификации вредоносов не существует, а расследования инцидентом занимает достаточно много времени.

По его словам, это также необходимо учитывать при доработке нормативной документации.

В банке «Открытие» подчеркнули, что кредитная организация не может повлиять на количество спама.

«Но в банке работает антиспам-система, которая отфильтровывают спам-письма в автоматическом режиме таким образом, что они не доходят до почтовых ящиков сотрудников», — пояснил директор департамента информационной безопасности «Открытия» Владимир Журавлёв.

Вредоносные вложения также в автоматическом режиме выявляются и блокируются антивирусной системой и системой защиты от целевых атак.

Михаил Измайлов
М. Измайлов