Госдума единогласно проголосовала за продление «дачной амнистии» до 1 марта 2020 года. То есть пока для оформления дачного участка нужен минимум документов.
Как было раньше?
Итак. Предположим, вы построили дачный домик на своём участке. Согласитесь, приятно пить утром чай на деревянной веранде, любуясь лесом издалека. Но как оформить такую собственность?
До 2017-го сделать это можно было с помощью двух документов — декларации и квитанции об уплате госпошлины в размере 350 рублей. Напомним, что в декларацию нужно было внести все помещения на участке и его кадастровый номер.
Однако с 2018-го технический план заменил декларацию. Он более подробный. Например, в плане нужно указывать, сколько этажей у дачи и какова её площадь, дату постройки и из какого материала сделаны стены. Кроме того, там должны быть поэтажный план и координаты основного контура здания с привязкой к земельному участку.
Самому составить такой план хоть и возможно, но довольно сложно. Лучше обратиться за помощью к кадастровому инженеру. Стоимость технического плана для помещения, чья площадь не больше 100 «квадратов», составляет примерно 10–12 тысяч рублей.
Документы
Что сейчас нужно предоставить? Паспорт и документ, который устанавливает право на участок, а также технический план объекта. Разрешение на строительство получать не нужно, если речь идёт о земле для дачного хозяйства, огорода или сада. Также это актуально для тех случаев, когда на участке стоит только баня, гараж или сарай.
Но после 1 марта 2020-го, когда истечёт новый срок «дачной амнистии», придётся получать разрешение на строительство и акт ввода объекта в эксплуатацию. То есть вырастет стопка документов, которые нужно собрать, и увеличится время их подготовки.
Максим Сыров, адвокат коллегии адвокатов «Грибаков, Поляк и партнёры», специально для News.ru:
— Получение данных документов — достаточно сложный и длительный процесс. В случае самовольной постройки без разрешения на строительство узаконить такую постройку зачастую можно будет только в суде. Рассмотрение подобного судебного дела может затянуться на год, и истцу потребуется оплачивать довольно дорогую судебную экспертизу.
Игорь Ушаков, руководитель земельной практики консалтинговой компании «Эталон», специально для News.ru:
— В течение 10 дней с момента поступления заявления орган, выдавший разрешение на строительство, обязан обеспечить проверку документов, прилагаемых к заявлению, а также произвести осмотр объекта и выдать разрешение на ввод объекта в эксплуатацию или отказать в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа. Именно с получением акта ввода и связаны все сложности процедуры будущей регистрации. Сейчас, в период действия «дачной амнистии», данный документ на госрегистрацию объектов индивидуального жилищного строительства можно вообще не предоставлять.
Дмитрий Малашка, адвокат МКА «Князев и партнёры», специально для News.ru:
— Отмена упрощённого порядка регистрации объектов индивидуального строительства предусматривает получение большого количества согласований с техническими и надзорными органами. В общих чертах процедура будет выглядеть следующим образом: подготовка проекта строительства, согласование проекта с компетентными органами муниципального образования (которая может занять до нескольких месяцев), строительство объекта, ввод объекта в эксплуатацию.