Российский монополист «Транснефть» отказал Государственной нефтяной компании Азербайджанской Республики (ГНКАР, SOCAR) в прокачке нефти с апреля и до конца текущего года через порт в Махачкале, несмотря на имеющийся действующий контракт на прохождение нефти через территорию РФ, рассказывают источники на нефтяном рынке.

Среди возможных причин называется ограниченная техническая способность мощностей в Махачкале. Российская транспортная монополия, как утверждают источники, не смогла справиться с объёмами углеводородов на данном участке в связи с увеличением поставки нефти со стороны Казахстана и Туркмении.

По информации, поступившей в News.ru от источников, уточняется, что пропускная способность системы магистральных нефтепроводов Баку — Тихорецк на участке Махачкала — Новороссийск с учётом проведения планово-профилактических и ремонтных работ была использована полностью. В этой связи приём дополнительного количества нефти в Махачкале, ранее поступавшей на УСЭН «Ширванлы», не представляется возможным.

Эксперты не исключают, что именно по этой причине азербайджанская нефть ушла в обход России, лишив страну стабильной прибыли.

Телеграм-канал NEWS.ru

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

Как удалось выяснить News.ru, мощность Махачкалинского морского торгового порта по перевалке нефти составляет около 7,9 млн тонн нефти и нефтепродуктов в год. В нефтеналивном районе порта функционируют пять причалов, обслуживающих танкеры. Порт легко может принимать суда длиной до 150 метров и с осадкой до 6,5 м в нефтеналивной гавани.

Мощность самого нефтепровода Махачкала — Новороссийск, который является частью транспортировочной системы Баку — Новороссийск, составляет 7,5-8 млн тонн в год.

Ранее президент–председатель правления «Транснефти» Николай Токарев заявлял, что компания изучает возможность расширения мощностей в порту Махачкалы для обеспечения приёма углеводородов в нефтепровод Махачкала — Новороссийск. Однако, как пояснили News.ru аналитики, судя по тому, что нефтепровод загружен лишь частично, складывается впечатление, что это достаточный объём загрузки для коммерческого нефтепровода.

Нефтяные вышки на Каспийском мореФото: РИА НовостиНефтяные вышки на Каспийском море

Между тем, несмотря на то, что большую часть грузооборота Махачкалинского порта составляла нефть, в последние годы объёмы перевалки углеводородов существенно сократились. По итогам 2018 года этот показатель составил 2 млн тонн нефти. Примечательно, что в конце 2016 года Минэнерго РФ заявило о необходимости сокращения уровня содержания серы в нефти, поступающий по трубопроводу из Махачкалы в Новороссийск, до 0,6% с ранее действовавших 1,3%. А, как утверждают эксперты, именно казахстанская нефть известна тем, что содержит повышенное количество серы. В связи с этим объём её перевалки уменьшился до 1 млн тонн в 2017 году с ранее действовавших объёмов в 4-4,5 млн тонн в год. Однако в итоге квоту на 2018 год удалось увеличить до 2 млн тонн после многочисленных обращений и просьб, в том числе и на имя главы государства.

Согласно информации Reuters, SOCAR был готов поставлять нефть через Каспий в Махачкалу, которая далее последовала бы в Новороссийск через мощности «Транснефти», задействованные в настоящее время производителями чёрного золота Туркмении. Поставки азербайджанской нефти в текущем году должны были составить свыше 1,14 млн тонн с конца февраля.

По данным источников, сейчас мощности терминала Махачкалы задействованы под приём танкеров из Казахстана, а также Туркмении. В этой связи порт попросту не может обрабатывать объёмы, предлагаемые SOCAR, хотя ранее порт Махачкалы мог проводить довольно внушительные объёмы нефти ежемесячно.

В свою очередь нефтетрейдер Vitol уже начал осуществлять поставки углеводородов с туркменских месторождений Челекен и Окарем в Махачкалу.

В SOCAR Trading отказались прокомментировать News.ru ситуацию. Компания «Транснефть» на момент публикации материала официальный комментарий не предоставила.

Изначально контракт «Транснефти» и SOCAR предполагал годовую прокачку нефти по трубопроводу Баку — Новороссийск в объёме 1,5 млн тонн. При этом поставки углеводородов из Туркмении через порт в Махачкале ожидались на уровне, не превышающем 500 тысяч тонн. По итогам 2016 года по нефтепроводу Баку — Новороссийск было прокачано 1,22 млн тонн азербайджанской нефти. В 2017 году объём достиг 1,5 млн тонн, а в 2018 году эти показатели составили 1,21 млн тонн. Экспорт SOCAR через Новороссийск за два месяца 2019 года составил почти 250 тысяч тонн, но после отказа «Транснефти» принять нефть через порт в Махачкале это значение стало равно нулю.

Общая длина нефтепровода составляет 1330 км, из них 231 км проходит по территории Азербайджана, который транспортирует нефть таким образом с 1997 года. Трубопровод был ведён в эксплуатацию ещё в 1983 году. По нему поставлялась западносибирская нефть на азербайджанские нефтеперерабатывающие заводы. Однако с 1996 года было решено ввести реверсный режим для экспорта азербайджанской нефти через Новороссийск.