Союз вкладчиков России уже второй раз за две недели направляет в Госдуму и ЦИК письма, в которых содержатся нападки на Центробанк и его руководство. В одном письме вкладчики просят провести референдум о статусе ЦБ, а во втором практически требуют от председателя ГД Вячеслава Володина инициировать парламентское расследование в отношении топ-менеджмента Банка России. Кого на самом деле защищает общественная организация, разбирается News.ru.
Глава Союза Николай Николаев в письме в ЦИК пишет, что пересмотр статуса Центробанка нужен, так как последний неподнадзорен каким-либо государственным институтам. В качестве аргумента в пользу расследования указано, что это позволит устранить негативные последствия для общества и государства.
Депутат Госдумы, глава комитета по финрынку Анатолий Аксаков заявил News.ru лишь то, что парламентарии рассмотрят письмо Союза, когда оно поступит в нижнюю палату.
Кто такой Н.Н.Н.
Николай Николаевич Николаев — уроженец Екатеринбурга и бывший вкладчик одного из банков, у которого ЦБ отозвал лицензию. Пару лет назад Николаев переехал в Москву, рассказывает News.ru банкир, знакомый с общественным деятелем и пожелавший остаться неназванным. Николаев собрал вокруг себя сначала несколько десятков, а затем сотен вкладчиков, которые потеряли часть сбережений в рухнувших банках (то есть «превышенцев», кто хранил на депозите свыше 1,4 млн рублей). Затем создал Союз вкладчиков на деньги тех же пострадавших.
Однако, по данным Минюста, Союз вкладчиков России официально не зарегистрирован в качестве общественной организации.
«Сначала я создал группу во "ВКонтакте". Затем она начала разрастаться. Постепенно произошло знакомство с вкладчиками других рухнувших банков», — рассказывает Николай Николаев. Он утверждает, что Союз зарегистрирован в Свердловской области в качестве НКО.
Деятельность Союза не имеет никакого конструктива, а руководитель Союза, вопреки нарушениям законодательных процедур, продолжает атаковать ЦБ, рассуждает знакомый Николаева.
Последний, на самом деле, действует не столько в интересах пострадавших вкладчиков, сколько в интересах бывших собственников и руководства банка «Югра», добавляет собеседник News.ru. Кредитная организация лишилась лицензии летом 2017-го, этот случай стал рекордным для системы страхования вкладов. АСВ выплатило почти 170 млрд рублей страхового возмещения. После этого случая деятельность Союза активизировалась. Всё чаще в письмах стали упоминаться банк «Югра» и его вкладчики, которые лишились сбережений. По данным Союза, от «действий ЦБ» пострадали 34,7 тыс. россиян, которые хранили деньги в рухнувших банках. Размер их потерь оценён в 16,1 млрд рублей.
Параллельно с этим бывший собственник «Югры» Алексей Хотин ещё в 2017 году пытался оспорить решение ЦБ об отзыве лицензии у банка. Причиной для такого решения было то, что банк нарушал требования законов и Банка России, утратил капитал и размещал привлечённые от населения средства в «активы неудовлетворительного качества», сообщал ЦБ.
Денег нет
Союз сотрудничает с несколькими юристами, которые разными способами затягивают банкротство банка «Югра», рассказывает знакомый Николаева. Из-за этого кредитная организация до сих пор не ликвидирована. «Югры» нет в списке банков, проходящих ликвидацию, или в списке банков, по которым ликвидационные процедуры завершены (данные АСВ).
«Есть организация, которая не банкрот, поэтому формально продолжает начислять проценты по выданным кредитам. Получается, что все проценты, которые начислены почти на 280 млрд рублей, являются прибылью „Югры“, с которой должны платить прибыль. Но при таком раскладе все эти остатки разойдутся и банкротить будет просто нечего. Такого в истории банковской системы ещё не было», — резюмирует собеседник News.ru.
Большинство «превышенцев» «Югры», которых якобы порядка 28 тыс., — это технические «превышенцы», реальных всего 500 человек, продолжает собеседник News.ru.
Союз и вкладчики ждут решения ситуации с «Югрой» по существу, парирует Николай Николаев в беседе с News.ru. Хотя банкротство было бы нежелательно для людей, ведь это означало, что в кредитной организации ничего нет и вернуть нечего.
«Непонятно, почему план по предупреждению банкротства не устроил Центробанк, ведь план предлагался. Я видел этот план», — заявляет активист.
Союз действует в интересах вкладчиков. Если их интересы пересекаются с интересами других лиц, то Союз будет работать и в их интересах, говорит Николай Николаев.