Американские производители сланцевой нефти начали получать прибыль, что является важным переломным моментом для отрасли. Отныне нефтяная экспансия США пойдёт ещё энергичнее.

До недавнего времени американским компаниям, ведущим разработку сланцевых месторождений, приходилось обзаводиться заёмным капиталом, чтобы остаться на плаву. Так, например, в прошлом году они разместили облигаций почти на $60 млрд.

По оценкам специалистов, капитальные расходы сланцевой отрасли США превышали доходы от поставок чёрного золота. Так повелось с 2008 года, когда на американских сланцевых месторождениях появились первые разведочные скважины. По данным британской исследовательской компании Dealogic, в 2008–2017 годах пионеры сланцевой индустрии, занимающиеся геологоразведкой и добычей нефти на сланцевых месторождениях, привлекли за счёт размещения облигаций в общей сложности $293 млрд.

Поначалу акции сланцевых нефтяных компаний ценились не особо — многих потенциальных инвесторов отпугивала высокая себестоимость добычи, да и о перспективах этой отрасли говорили всякое. Однако те времена неопределённости канули в Лету — сланцевая нефть США забила мощным фонтаном на фоне введения в эксплуатацию множества новых месторождений. Параллельно шёл процесс снижения издержек производства за счёт внедрения новых технологий разработки и добычи сланцевой нефти.

Известно, что дела у сланцевиков идут на лад, когда цена нефти не опускается ниже $53 за баррель. В последнее время котировки сланцевого продукта приблизились к $70 за баррель. Сланцевые компании начали получать прибыль. Их акции резко подорожали.

The Financial Times приводит в качестве примера компанию Pioneer Natural Resources, ведущую добычу на территории штатов Техас и Нью-Мексико. С начала апреля её акции подскочили в цене на 17%, а у конкурирующих EOG Resources и Continental Resources — примерно на 11%.

Этот рост позволил сланцевым компаниям США не только оплачивать все издержки, но и получить средства, которые они могут расходовать по своему усмотрению, направлять их на развитие отрасли.

Фото: Global Look Press/imagebroker/Egmont Strigl

То, что к реке нефти у сланцевых компаний Америки добавился поток свободных денежных средств, специалисты уже назвали «революционным прорывом». И, похоже, они ничуть не преувеличили.

Что этот прорыв сулит другим добывающим странам, включая, естественно, и Россию? Ничего хорошего!

Американцы зальют своей нефтью планету — запасы сланцевых углеводородов в этой стране оцениваются поистине астрономическими цифрами. Ничто и никто не помешает США совершить нефтяную экспансию, вырвавшись на первое место в мире по добыче чёрного золота.

И это не гадание на кофейной гуще, а прогноз авторитетных нефтяных аналитиков из Международного энергетического агентства (МЭА). Они сообщили о предстоящем в ближайшие пять лет резком росте нефтедобычи в США за счёт активного наращивания ресурсов сланцевой нефти. По прогнозу МЭА, совокупный объём добычи жидких углеводородов в США достигнет 17 млн баррелей в сутки в 2023 году по сравнению с 13,2 млн баррелей в сутки в 2017-м.

В МЭА уверены, что это позволит США стать крупнейшим производителем нефти в мире, обогнав Россию и Саудовскую Аравию. На долю Америки к 2023 году придётся почти 60% от прироста мировой добычи, что и обеспечит ей мировое лидерство.

Аналогичным образом в ближайшие пять лет поставки американской нефти за рубеж вырастут более чем вдвое — до 4,9 млн баррелей в день. Сланцевая нефть в больших объёмах есть не только у США.

Например, крупными её запасами располагает Китай, уже начавший добывать сланцевую нефть. Можно не сомневаться — когда-нибудь упорные китайцы смогут, как минимум, покрыть свои потребности в чёрном золоте.

Возникает вопрос: а понадобятся ли человечеству, активно осваивающему альтернативную, «зелёную» энергетику, реки нефти? Эксперты уверяют, что понадобятся. Согласно их выкладкам, мировой спрос на нефть к 2023 году вырастет на 6,9 млн — до 104,7 млн баррелей в сутки. Этому будут способствовать экономический рост в Азии и развитие нефтехимической отрасли в США.

Однако Россия может оказаться на этом нефтяном торжестве в роли бедной родственницы.

Хотя запасов нефти у нас — выше крыши, в том числе сланцевой. По некоторым оценкам, её даже больше, чем у Китая и США. Несколько крупных сланцевых месторождений были открыты ещё в 1960-х. Тогда промышленных технологий добычи трудноизвлекаемой нефти не существовало. Советские геологоразведчики оставили открытые ими месторождения потомкам, полагая, что те сумеют вырвать нефтяное богатство из объятий земли. Похоже, советские геологи-асы просчитались.

Россия свой сланец и не думала добывать. То ли самомнение, то ли непрофессионализм отвечающих за отрасль людей оставили страну без сланцевой нефти. Дескать, чего корячиться, тратить огромные деньги на сланец, когда у нас традиционных месторождений, ещё не освоенных, полным-полно?

Рассуждать можно сколько угодно, о чём угодно. Тем более что за провал со сланцем (как, впрочем, и за все прочие провалы) у нас никто ответственности не понёс. Однако факты — упрямая вещь. Они свидетельствуют о том, что дешёвая нефть в стране заканчивается, 70% наших запасов — это трудноизвлекаемая нефть. Скажем, углеводороды, оставшиеся на старых и сильно загрязнённых месторождениях Западной Сибири.

Такую нефть трудно добыть, но самое скверное то, что она — низкого качества. «Радио Польша» со ссылкой на интернет-издание Energetyka24 сообщило, что на конференции «Нефтегазовые рынки Восточной и Центральной Европы» в Минске (состоялась в апреле этого года) эксперты обсудили ухудшающиеся параметры российской нефти, экспортируемой в Польшу и Германию. По их мнению, в будущем ситуация будет обостряться и уже через год российская нефть может не соответствовать европейским стандартам качества.

Качество российской нефти, поступающей по экспорту в Европу, заметно упало, вызвав недовольство покупателей и трейдеров в ЕС, сообщило информагентство Reuters. НПЗ, получающие сорт Urals в Германии, Чехии, Словакии и Венгрии, жалуются на резкий рост содержания серы и ненормативную плотность. Показатели «зашкаливают, и это становится систематическим».

Фото: ТАСС/Владимир Смирнов

Кстати, качество нашей нефти и раньше уступало таким зарубежным сортам, как Brent, который добывают на шельфе Северного моря, или техасскому WTI. Отставание, значит, нарастает.

Что же мешает нам открывать и осваивать новые месторождения в Восточной Сибири или на Арктическом шельфе? Экономические санкции со стороны США и Европейского союза лишили российскую нефтянку средств и технологий.

К сожалению, влияние санкций на нашу экономику в целом и нефтяную отрасль в частности гораздо пагубней, чем нам пытаются объяснять. Страшно даже представить себе, что будет, если американцам придёт в голову ввести против нас нефтяное эмбарго, которое они раньше вводили, например, в отношении Ирана. Запрещая крупным поставщикам экспортировать свою нефть, Штаты собираются занять образовавшуюся нишу. Теперь же, на фоне успехов их сланцевых компаний, это становится осуществимым.

Но, может, тучи сгущать рановато. Есть же ещё китайцы, которым вроде бы наша нефть нравится. Однако рассчитывать только на китайцев нельзя, как и вообще класть яйца в одну корзину.

Впрочем, это наше любимое занятие. Сколько было говорено о необходимости диверсификации экономики, о том, что её надо, наконец, снять с сырьевого крючка?

Говорено было много. Но сделано — ничего.

Совсем недавно мы возмущались, что из России хотят сделать нефтяной придаток Запада. Увы, похоже, больше не хотят даже этого. Как будем выходить из тупика, в который сами себя загнали?