Расходы на национальные проекты в России с 2019 по 2024 год составят 25,7 трлн рублей, что на 5 трлн больше ранее озвученной суммы. При этом 13,158 трлн будет выделено из федерального бюджета, 7,515 трлн рублей — из внебюджетных источников. Таковы целевые показатели нацпроектов, опубликованных на сайте правительства.

На реализацию комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры предусмотрена наибольшая сумма — 6,348 трлн рублей. Следующий по объёму финансирования — проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги» (4,779 трлн рублей). Расходы на нацпроект «Экология» до 2024 года составят 4,041 трлн, на «Демографию» потратят 3,105 трлн, на «Здравоохранение» — 1,725 трлн рублей.

Учёт и контроль

В то же время на проекты «Образование» и «Наука» предполагается выделить существенно более скромные суммы — 784,5 млрд и 636 млрд рублей соответственно. На развитие малого и среднего предпринимательства будет направлено 481,5 млрд, на нацпроект «Культура» — 113,5 млрд и 52,1 млрд — на проект «Производительность труда и поддержка занятости».

«Если национальные проекты удастся осуществить, Россия сможет не только более успешно противостоять внешним факторам, но и получит большой скачок в развитии. Весь вопрос в том, будут ли выделенные средства использованы по назначению», — говорит эксперт Международного финансового центра Гайдар Гасанов.

Телеграм-канал NEWS.ru

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

По его словам, прежде чем приступить к реализации проектов, необходимо на базе компьютерных технологий создать управленческую систему учёта, которая будет включать в себя контроль стратегического планирования и эффективности расходов. Учитывая, что программа нацпроектов во многом завязана на национальном бюджете, на сроках её реализации могут негативно отразиться такие факторы, как мировые цены на нефть, инфляционные ожидания, а также изменения в налоговой системе.

«В первую очередь пострадать могут инфраструктурные проекты. Поэтому особое внимание следует уделить регионам. Принципиально важно, чтобы главы администраций полностью разделяли инициативу Центра и действовали в согласии с ним. Необходимо получить максимальный эффект от вложенных средств», — рассуждает Гасанов.

На его взгляд, условия для реализации нацпроектов сейчас относительно благоприятные: цены на нефть стабильны, рубль по отношению к другим валютам тоже чувствует себя неплохо, снижены геополитические риски из-за отсрочки новых санкций со стороны Запада.

Образование, наука и медицина подождут

«Всё верно в главном: больше внимания и средств направлено на задачи, которые можно решить сравнительно быстро и которые дадут эффект уже в течение ближайших 5−6 лет. А образование или медицину реформировать можно вечно: сегодня так попробуют, а завтра по-другому — это прорва, в которой и деньги-то учесть сложно, а отдачу в плане прорывного роста благосостояния людей нужно хотя бы постараться получить скорее, подстраивать планы именно под эту цель», — отмечает шеф-аналитик TeleTrade Пётр Пушкарёв.

В качестве примера он приводит проект МЭШ (Московской электронной школы), позволяющий систематизировать капитал знаний о каждом ученике за весь период обучения, а не сводить всё к отчасти лотерейной и полученной на нервах оценке на экзамене. Не важно даже, в виде ЕГЭ проводится экзамен или по более «умным» билетам, где знания оценивает сам учитель. Но такие проекты, по словам собеседника News.ru, нуждаются в апробации в течение нескольких лет — сразу выделять на них триллионы нецелесообразно.

«Ассигнования на образование, науку или медицину следует оценивать не в процентном отношении ко всем нацпроектам, а по абсолютной величине: почти 1,5 трлн рублей — тоже немалые деньги. Кроме того, не так-то просто использовать выделенные средства в этих сложных человекоёмких областях по прямому назначению и с пользой», — говорит Пушкарёв.

Нереализованный потенциал

По его словам, в графу «на человеческий капитал» можно отнести почти пятую часть бюджета нацпроектов, а вместе с созданием комфортной среды для проживания в городах и проектом «Экология» — это больше половины. Хотя это тоже понятия в расширенном смысле экономические: с темами экологии и городской среды напрямую связано множество идей для малого, среднего бизнеса. То же самое касается туризма, где у России просто колоссальный нереализованный потенциал, ещё больше выросший после мундиаля и подкреплённый фактором дешёвого по мировым меркам курса рубля. Между тем инфраструктура оставляет желать лучшего: в красивых местах чувствуешь себя туристом-экстремалом, а добираться до них по-прежнему неудобно и неэкономично.

Фото: Bernd Weissbrod/Global Look Press

«Решив задачи модернизации, дорог и логистики, Россия превратится в гигантский и прозрачный транспортный хаб между Европой и Азией без задержек и заторов во всех смыслах — и в буквальном, и в финансово-юридическом, и в организационном. Это не только будет ежегодно приносить хорошие деньги в казну, но и способствовать созданию совместных предприятий и производств с чисто национальным капиталом», — рассуждает Пушкарёв.

По его мнению, средства следует также выделить на программы софинансирования нового бизнеса и на развитие уже эффективно работающих предприятий — на региональном уровне. Да, есть структуры РЭЦ, поддерживающие экспортно-перспективный бизнес, есть РФПИ, помогающий привлечь в разы больше иностранных денег на каждый вложенный бюджетный рубль в крупный бизнес, — это для инвестора — как знак качества. Однако в регионах бизнесмены, решившие в этих областях работать и получившие одобрение властей, не могут пока рассчитывать не только на освобождение стартапов от любых налогов и поборов на этапе становления, но и на долевое финансовое участие властей и региональных банковских структур.

Пушкарёв видит задачу городских, районных, областных властей в том, чтобы помочь бизнесу составить список таких полезных главных ниш, где можно развернуться, задействовать больше элементов планирования, межрегиональной кооперации — как это реализовано в виде целой системы в Китае. Но оно не берётся из ниоткуда, его там шаг за шагом создавали и продолжают создавать. Было бы хорошо, чтобы и наш скелет нацпроектов максимально обрастал такими конкретными подробностями, резюмирует эксперт.

Приоритетная цель

«У государства есть чёткая цель — войти в топ-5 экономик мира по итогам текущей пятилетки. Власти настроены развивать инфраструктуру городов, то есть уделять внимание строительству, технологическим реформам. Социальные нововведения, финансирование образовательных, научных, культурных программ пока вряд ли укладываются в общую идею стремительного экономического скачка», — поясняет аналитик «Эксперт Плюс» Кирилл Стариков.

Как бы печально это ни звучало для представителей культурного сектора, обучающих центров и научных сотрудников, но ждать в финансовом плане им особенно нечего, отмечает собеседник News.ru. Этот план выглядит частично как удовлетворение потребностей населения по пирамиде Маслоу: сначала государство сделает упор на создание новых рабочих мест и улучшение качества предоставляемых медицинских услуг. Параллельно будут идти развитие информационной безопасности, модернизация процессов документооборота. Вероятно, все нацпроекты удастся в итоге реализовать, иначе будет сложно добиться роста экономики.

Опыт майских указов

Намного более скептично настроен ведущий аналитик Forex Optimum Иван Капустянский. По его убеждению, история с национальными проектами повторит историю с майскими указами Владимира Путина 2012 года. Задачи были поставлены амбициозные и поэтому в большинстве своём оказались недостижимыми. И даже указы, которые можно отнести к выполненным, вызывают массу вопросов у экспертов.

«На старте реализации национальных проектов уже звучат пессимистичные оценки. Региональные власти считают, что четыре из 12 нацпроектов вполне осуществимы — это нацпроекты по цифровой экономике, науке, культуре и поддержке экспорта. Основная претензия, как обычно, связана с финансированием. Есть ещё ряд сопутствующих вопросов, например, отсутствие нормативно-правовой базы», — рассказывает Капустянский.

Поскольку, по его словам, нет пока даже элементарной базы в виде проработанного законодательства, стоит надеяться, что эти вопросы будут решаться оперативно, в режиме «реального времени». Также властям следует выслушивать мнения на местах и корректировать целевые показатели.