Включение в Налоговый кодекс (НК) шести неналоговых платежей неминуемо приведёт к росту фискальной и административной нагрузки, убеждены опрошенные News.ru аналитики. Впрочем, другая часть наших собеседников считает иначе. Речь идёт о законопроекте Минфина, который готовился более года и в целом вызвал неприятие бизнес-сообщества.

Согласно обнародованному для публичного обсуждения документу, НК будет дополнен несколькими новыми главами — об экологическом, утилизационном и курортном сборах, о плате за негативное воздействие на окружающую среду, за проезд большегрузов по автодорогам и обязательные отчисления операторов связи.

Требуются ресурсы для нацпроектов

После того как в начале марта Минфин сообщил, что законопроект предполагается внести в правительство в ближайшее время, на съезде РСПП 14 марта представители бизнеса обратились к Владимиру Путину с просьбой не торопиться с включением «неналогов» в НК. Пожелание «не спешить с этим вопросом» президент переадресовал первому вице-премьеру и главе Минфина Антону Силуанову, а на коллегии ведомства 26 марта премьер Дмитрий Медведев заверил собравшихся, что опасаться нечего: «фискальная нагрузка не должна измениться».

Нам нужно было найти ресурсы для реализации национальных проектов и одновременно не допустить сильного негатива для промышленности и торговли, — пояснил он.

Телеграм-канал NEWS.ru

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

Очевидно, что бизнесу не удастся найти контраргументы против такого «лома», как нацпроекты, и в конечном итоге Минфин добьётся своего. В ноябре 2018 года ведомство дополнило законопроект главой о налоге на утилизацию товаров и упаковки, напоминает «Коммерсант». В предпринимательской среде это вызвало бурю негодования: там посчитали, что новация противоречит сути реформы управления отходами. Сейчас у бизнеса есть выбор — платить экологический сбор или самостоятельно собирать и утилизировать создаваемые отходы.

Утилизация макулатурыФото: Viktor Chernov/Russian Look/Global Look PressУтилизация макулатуры

Налог на скамейки

Не менее болезненно было воспринято и предложение финансового ведомства узаконить курортный сбор, введённый в экспериментальном порядке два года назад. Речь идёт о сборе с туристов за пользование местной инфраструктурой в Алтайском, Краснодарском, Ставропольском краях и в Крыму. Эксперимент признали удачным: объём собранных средств в пилотных регионах составил около 330 млн рублей. Как пояснил на правительственном часе в Совете Федерации министр РФ по делам Северного Кавказа Сергей Чеботарёв, «эти деньги остаются в муниципалитетах и идут на строительство парков, дорожек, скамеек».

Опасения бизнеса оправданы. Все последние действия Минфина направлены на пополнение казны, причём его позиция неверна. Нефть марки Brent сегодня торгуется на отметке около $70 за баррель. Международные резервы РФ составляют около $500 млрд и превышают валовый внешний долг страны. Бюджет в профиците, а отношение суверенного долга к ВВП — одно из лучших в мире, — отмечает директор информационно-аналитического центра «Альпари» Александр Разуваев.

Собеседник News.ru предлагает присмотреться к опыту Китая и снижать налоги как для бизнеса, так и для простых граждан. Между тем доверия к финансовому блоку правительства у россиян почти не осталось, чему способствовали пенсионная реформа, повышение НДС и, главное, девальвация рубля.

Иначе смотрит на ситуацию эксперт Международного финансового центра Гайдар Гасанов. Нужно помнить, отмечает он, что неналоговые платежи находятся вне контроля налоговой системы и регулируются не столь жёстко. Именно за их счёт может расти скрытая нагрузка на бизнес. В то же время налоговые ставки, как правило, закрепляются на одном уровне и на длительный период.

Уплативший налог предприниматель может рассчитывать на услуги со стороны государства. Кроме того, кодификация неналоговых платежей позволит снизить санкционные риски в отношении бизнесменов, — говорит Гасанов.

По его мнению, помимо ныне выбранных пяти направлений, в дальнейшем будут задействованы и другие отрасли, связанные, например, с маркировкой алкогольной и табачной продукции, госэкспертизой и, возможно, предоставлением сведений из госреестров. Рано или поздно все неналоговые платежи обретут своё место в Налоговом кодексе, даже те, которые не обладают признаками налогов. Но это процесс постепенный.

Шеф-аналитик «ТелеТрейд» Пётр Пушкарёв также считает, что законопроект имеет право на жизнь. По его словам, как таковых новых платежей новая система не вводит, но она облегчает Минфину их администрирование и сбор. Ведомство получает дополнительный рычаг давления на компании, чтобы повысить собираемость налогов. Ведь в отличие от неналоговых сборов, за неуплату налогов в крупном размере бизнесмену может грозить не только административная, но и уголовная ответственность.

Фото: Антон Вергун/ТАСС

Формально на объём фискальной нагрузки такое приведение всех сборов к единому налоговому знаменателю повлиять не должно. Тот же экологический налог и утилизационный сбор, плату за проезд грузовиков по федеральным трассам (система «Платон») будет проще контролировать в рамках такой системы, — утверждает собеседник News.ru.

Собираемость налогов, продолжает Пушкарёв, — это, в конечном счёте, деньги на государственные программы, поэтому порядок в этой системе полезен. А повышение уровня ответственности за неуплату экологических платежей может заставить хотя бы часть владельцев предприятий позаботиться о замене технологий на более чистые.

Аналитик видит в законопроекте как минимум два очевидных плюса и для налогоплательщиков, подпадающих под действие «новых старых» платежей. Первый плюс — максимальная централизация системы сделает более прозрачными любые действия правительства, позволит лучше понять, держат ли власти своё обещание не менять в ближайшие годы налоговую нагрузку. Второй плюс: поскольку бывший курортный, а ныне «гостиничный» сбор предполагается брать не с граждан, а с отелей, снижается вероятность, что под этот налог могут попасть отдыхающие «диким» путём или просто люди, приехавшие погостить на юг к родственникам.

А вот эксперт Академии управления финансами и инвестициями Геннадий Николаев скептически относится к идее Минфина преобразовать в налоги шесть неналоговых платежей. По его словам, это самый простой способ увеличить поступления в бюджет, отмечая, что с учётом достаточно печального состояния экономики, балансирующей на грани рецессии, это может оказаться единственным доступным вариантом.

Майские указы выполнять необходимо, однако регулярные вводы новых акцизов, увеличение НДС и прочих начислений явно сигнализируют об отсутствии необходимой суммы в казне, — говорит Николаев.

По его словам, предложение Минфина в целом вполне реализуемо, но тогда можно забыть о росте экономики, который сейчас не превышает и 2% по самым оптимистичным расчётам. Николаев напоминает о словах премьера Дмитрия Медведева, заявившего недавно, что нет никакой необходимости повышать налоги в течение ближайших шести лет. Однако, как показывает история с НДС, чиновники склонны быстро забывать свои обещания.