Иметь дело с «врагом американского народа» опасно для здоровья и для бизнеса. США контролируют мировую финансовую систему и при желании легко могут наказать любого, кто станет сотрудничать с жертвой их санкционной политики, будь то страна, юридическое или физическое лицо. Это хорошо понимают и российские госбанки, являющиеся главными кредиторами подконтрольных Олегу Дерипаске компаний. В этих условиях о прекращении всех операций со структурами опального бизнесмена объявил в среду ВТБ.

«Мы не даём никаких новых денег Олегу Дерипаске, мы не ведём никаких операций с ним, с UC Rusal и с другими его компаниями», — рассказал американскому телеканалу CNBC глава банка ВТБ Андрей Костин. Он добавил, что и в будущем любое сотрудничество с Дерипаской исключено, пока он и его бизнес находятся под санкциями.

По словам Костина, ВТБ вместе с РУСАЛом ожидает решения Минфина США по вопросу возможного снятия санкций. Ранее санкционное подразделение американского финансового ведомства — OFAC — заявляло о готовности отменить ограничения для РУСАЛа и En+ при условии, что доля Дерипаски в них упадет ниже 50%. В этой связи Костин подчеркнул, что ВТБ очень надеется на благоприятное разрешение ситуации, поскольку является одним из крупнейших кредиторов бизнес-империи Дерипаски и заинтересован в возврате своих денег.

Президент США Дональд Трамп и глава Минфина США Стивен МнучинФото: Global Look Press/Pool via CNP/Ron SachsПрезидент США Дональд Трамп и глава Минфина США Стивен Мнучин

Напомним, что Минфин США 6 апреля подверг санкциям ряд представителей российской бизнес-элиты, распространив эти меры и на подконтрольные им активы. Среди пострадавших оказались владелец РУСАЛа Олег Дерипаска, глава группы компаний «Ренова» Виктор Вексельберг, предприниматель и сенатор Сулейман Керимов, а также председатель правления ВТБ Андрей Костин и глава «Газпрома» Алексей Миллер.

Телеграм-канал NEWS.ru

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

Сразу после объявления о санкциях акции РУСАЛа потеряли половину своей стоимости, опустившись до минимального уровня за всю историю торгов. В дальнейшем, правда, цены начали восстанавливаться, чему способствовало сообщение OFAC о возможности снятия санкций, а также о продлении до октября периода закрытия сделок международных партнёров с российским производителем алюминия и другими структурами Дерипаски.

Компания En+, главным активом которой является РУСАЛ, уже начала приводить в действие план, согласно которому доля Дерипаски в её акционерном капитале должна снизиться с нынешних 66% до уровня ниже 50%. Когда это произойдёт, миллиардер автоматически лишится контроля и над РУСАЛом. Пока же в рамках всё того же плана Дерипаска уже вышел из совета директоров En+ и обязался не претендовать на переизбрание в совет директоров РУСАЛа.

Впрочем, существует вероятность, что все усилия компаний Дерипаски по уходу из-под санкций могут оказаться напрасными. В Минфине США специально уточнили, что отказ от контроля над компанией со стороны частного лица сам по себе не является достаточным основанием для автоматического исключения компании из санкционного списка.

В долгах как в шелках

Общий долг РУСАЛа составляет порядка $8,5 млрд, из которых почти половина приходится на кредиты Сбербанка. Глава крупнейшего госбанка Герман Греф заявил в среду в интервью телеканалу «Россия 24», что пока не видит никакой угрозы невозврата кредитов, выданных компании Дерипаски.

По словам главы Сбербанка, в настоящее время РУСАЛ нормально обслуживает свой долг. «Переговоры мы ведём в регулярном режиме и с руководством компании, и с правительством. Думаю, какой-то конструктивный выход для компании будет найден», — обнадёжил инвесторов Греф. Он напомнил, что кредит РУСАЛа полностью обеспечен пакетом принадлежащих компании акций «Норильского никеля», рыночная стоимость которого превышает $7 млрд.

В свою очередь глава ВТБ Костин заверил, что для его банка нынешняя ситуация с санкционным режимом США не является серьёзной проблемой, поскольку бизнес с недавно попавшими под санкции компаниями составляет менее 2% активов банка.

Сам РУСАЛ, однако, не полностью уверен, что сможет расплатиться по долгам. В апреле компания разместила на Гонконгской бирже предостережение для акционеров и инвесторов о возможности технического дефолта по некоторым своим кредитным обязательствам. В мае инвесторы вновь были предупреждены о необходимости соблюдать предельную осторожность при работе с акциями РУСАЛа.

Впрочем, аналитики оценивают вероятность дефолта алюминиевой компании как невысокую, поскольку основным её кредитором является Сбербанк, который в случае необходимости может реструктурировать задолженность, если его об этом попросит правительство.

Более того, в рамках правительственных мер по поддержке пострадавшего от санкций бизнеса РУСАЛу может быть предоставлен кредит Промсвязьбанка, на базе которого создаётся опорный банк для российской оборонной промышленности. В середине мая подобный кредит в объёме $1 млрд получила принадлежащая Виктору Вексельбергу группа «Ренова», которая тут же расплатилась им по долгам перед консорциумом западных банков.

Таким образом, предупреждение РУСАЛа о возможном дефолте может быть в определённой степени блефом, имеющим целью получить как можно больше дешёвых денег в рамках государственной поддержки.

Алексей Калачёв, эксперт-аналитик АО «Финам»:

— ВТБ — крупная и значимая структура для российского финансового рынка. Естественно стремление защитить его от риска попадания в санкционный список Минфина США. Не зря ведь и ВТБ, и Сбербанк, например, избегают работы в Крыму. В то же время очевидно, что власти не оставят без поддержки РУСАЛ, который контролирует производство почти всего алюминия в России. Одним из действий может стать реструктурирование и перевод обязательств в Промсвязьбанк. На базе Промсвязьбанка после его санации планируется создать информационно закрытый специальный банк для нужд оборонно-промышленного комплекса (ОПК). Почти вся «оборонка» сейчас под санкциями. Этот банк, я полагаю, сможет обслуживать и другие компании, которые подпадают под санкции, проводить расчёты и кредитовать их. Я думаю, вероятность дефолта по обязательствам компании сейчас невелика. Сроки по завершению расчётов с РУСАЛом Минфин США отодвинул на октябрь. За это время можно успеть урегулировать многие проблемы, вплоть до исключения РУСАЛа из списка SDN.

Георгий Ващенко, начальник управления операций на российском фондовом рынке ИК «Фридом Финанс»:

— Я не ожидаю дефолта компании. Источниками финансирования могут быть государственная помощь, кредиты других банков и продажа активов. Пакет в ГМК «Норникель» стоит более $7,7 млрд, что почти полностью покрывает имеющийся у компании чистый долг. Тем более что есть вероятность благополучного разрешения ситуации с санкциями. На мой взгляд, компания может объявить дефолт только в том случае, если проводить платежи будет невозможно по техническим причинам (попавшая под санкции компания не может проводить платежи в долларах, так как они проходят через США, где средства могут быть заблокированы).

Роман Ткачук, аналитик компании «Альпари»:

— На наш взгляд, риск дефолта РУСАЛа небольшой, но всё же есть. Общий долг компании составляет $8,5 млрд. В этом году ей предстоят выплаты порядка $1 млрд. С ними РУСАЛ справится за счёт дивидендов от ГМК «Норильский никель» и прибыли, которая в 2017 году составила $2,1 млрд. Возможно, РУСАЛ намеренно сгущает краски, стимулируя своих контрагентов в США и Европе повлиять на власти и снять часть ограничений для компании. Основные выплаты по долгу приходятся на 2021–2024 годы. Если к тому времени санкции не будут сняты, рефинансировать долг в западных банках не получится. Альтернатива — рефинансирование в российских банках. Такой объём могут обеспечить госбанки, но с одобрения Банка России. Российские власти традиционно поддерживают крупные корпорации. Кроме всего прочего, РУСАЛ — один из крупнейших работодателей в России, то есть тут ещё присутствует и социальный аспект. Сценарий помощи со стороны государства видится вполне вероятным.