Федеральная антимонопольная служба намерена обсудить с авиакомпаниями возможность изменения формулы цены на закупку авиатоплива. Антимонопольщики хотят привязать стоимость топлива к внутренним ценам, а не мировым.

Представители ведомства уверены, что авиакомпании сами виноваты в том, что цены на топливо высокие: они создают их сами. «Они сами являются причиной формирования таких цен. Мы ситуацию мониторим и считаем, что все в руках компаний, чтобы покупать продукт дешевле — на бирже или привязываясь к котировкам внутреннего рынка, а не экспортного», — цитирует начальника управления регулирования ТЭК ФАС Дмитрия Манохина ТАСС.

Так, в прошлом году стоимость авиатоплива выросла на 22,8%, с начала этого года и по конец июля — еще на 9,3%. Авиакеросин на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже подорожал на 9,7% и стоит до 45 тыс. рублей за тонну. В июле этого года цены на авиакеросин по сравнению с июлем прошлого года выросли на 18% и стоит топливо до 51,24 тыс. рублей за тонну.

Покупают авиакомпании топливо по внебиржевым ценам с учетом формульного ценообразования, привязанного к котировкам на мировых биржах. Поэтому цена на топливо зависит не от внутренней, а мировой конъюнктуры.

«Сложилась такая ситуация, что крупные авиационные компании проводят ежегодный тендер, на котором согласуют стоимость на основании формулы, в которую закладывают международные котировки», — говорит Махонин. Антимонопольщики провели совещание с нефтяными компаниями и Минтрансом, теперь очередь за авиационными компаниями, которые собираются научить покупать топливо на рынке либо по формуле, привязанной к котировкам внутреннего рынка.

Минтранс уже прогнозирует рост цен на топливо для самолетов к концу года еще на 30%. Это отразится на удорожании билетов, на что Минтранс предлагает ввести компенсацию для авиаперевозчиков из федерального бюджета.

«Относительно прогнозов роста цен: к сожалению, прогнозы цен никогда не сбываются, и прогнозы, как правило, противоречат нормам антимонопольного законодательства. Жалко, что Минтранс этим занимается. Кто как защищает свою отрасль», — резюмировал представитель ФАС.