Теперь пополнять электронные кошельки и зачислять деньги на предоплаченные банковские карты можно будет только с банковского счёта. Об этом сообщает «Коммерсантъ». По данным издания, соответствующие поправки к законодательству по поручению правительства готовят в профильных ведомствах.

Как отмечает «Коммерсантъ», ссылаясь на представителя Росфинмониторинга, анонимные кошельки использовали, в том числе, чтобы профинансировать террористическую и экстремистскую деятельность. Поправка к законодательству должна вывести на свет все «тёмные силы».

Выйти из тени!

Ситуация, при которой, по выражению Сергея Довлатова, «убийца пожелал остаться неизвестным», может уйти в прошлое. По крайней мере, для интернет-пространства. Но так ли это?

В беседе с корреспондентом News.ru заместитель руководителя лаборатории компьютерной криминалистики Group-IB (компания, которая специализируется на предотвращении преступлений с использованием высоких технологий. — Ред.) Сергей Никитин высказал свою точку зрения на подобную меру.

Телеграм-канал NEWS.ru

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

По словам эксперта, вряд ли эта поправка затруднит деятельность преступников. «Не стоит забывать, что сейчас деньги после совершения киберпреступлений и так выводят на банковские карты „дропов“, то есть подставных лиц», — прокомментировал Сергей Никитин. Он уверен: ничто не помешает преступникам «зачислять средства на электронные кошельки и предоплаченные банковские карты только со своего банковского счёта».

Но не все согласны с такой позицией. Например, руководитель группы исследования и анализа мошенничества Kaspersky Fraud Prevention Денис Горчаков. В беседе с корреспондентом News.ru он отметил: «К сожалению, электронные кошельки остаются популярным средством для осуществления расчётов при нелегальной деятельности, включая торговлю запрещёнными препаратами и мошенничество». Поэтому борьба с анонимностью должна помочь отследить все финансовые потоки, в том числе через терминалы и салоны связи.

При этом ведущий тренер по компьютерной криминалистике Group-IB Никита Панов, беседуя с корреспондетом News.ru, отметил, что прозрачность системы не поможет побороть преступность в интернет-пространстве. «Злоумышленники, которые проводят кибератаки вирусами-шифровальщиками, требуют платить за восстановление информации в криптовалюте. Такие транзакции сложно отследить и персонифицировать», — отметил эксперт.

Зачем «осветлять» рынок

Ещё одна проблема анонимности — это отмывание, то есть «узаконивание» денег, полученных незаконным путём.

Как это происходит? Человек создаёт «секретную» почту на вымышленное имя. Далее он указывает этот адрес в сервисе. Например, в PayPal. На почту приходит письмо от сервиса с активной ссылкой. Клиент нажимает на ссылку и подтверждает электронную почту. Теперь можно оплачивать счёт.

Фото: Global Look Press/ZUMAPRESS.com/Reporters

Также право на анонимность уважают платформы по переводу средств. Среди них одна из крупнейших в мире — Western Union. На официальном сайте компании клиентам предлагают отправить деньги наличными в одном из пунктов обслуживания или по банковской карте. Например, так можно тайно подарить некоторую сумму имениннику или оплатить старый долг, который финансовым грузом лежит на шее.

Решит ли запрет на анонимность проблему отмывания денег? Сергей Никитин из Group-IB не возлагает особых надежд на эту меру. «Что могло бы помочь? Снижение доли оплаты и выдачи наличных денег и запрет на крупные сделки с использованием наличных, возможность банков мгновенно блокировать подозрительные транзакции, а не только по факту возбуждения уголовных дел, и многое другое», — перечисляет специалист.

Подготовка

Напомним, что в 2018–2019 годах Россию будет проверять FATF (Financial Action Task Force), или Группа разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег. И у этой структуры есть определённые требования.

Как прокомментировал корреспонденту News.ru директор по развитию WebMoney Transfer Пётр Дарахвелидзе, часть политики FATF — борьба с анонимными платежами. «Принять такую меру необходимо, чтобы соответствовать требованиям данной организации», — объяснил он.

Что будет с рынком?

Итак, запрета на анонимность, скорее всего, избежать не получится. Значит, рынку придётся перестраиваться под новые условия. Чего ожидать? Денис Горчаков из «Лаборатории Касперского» говорит: могут увеличиться комиссии на переводы. Это ударит по самой хрупкой части клиентов — тем, кто привык совершать мелкие расчёты без помощи банков. Например, оплачивать услуги репетиторов или приобретать товары в интернет-магазине.

При этом, по словам Сергея Никитина, запрет на анонимность вызовет только неудобство пользователей и снижение развития рынка электронных платежей. «Текущих запретов и лимитов, на мой взгляд, вполне достаточно», — полагает он.

Сегодня анонимные платежи ограничены суммой в 20 тысяч рублей, а в качестве идентификатора кошелька может выступать номер телефона. Для более крупных сделок требуются подтверждающие документы.

Как повлияет полная прозрачность расчётов на уровень преступности и теневой бизнес? Пока непонятно. Известно одно: рынок электронных платежей активно развивается и требует регулирования. Сможет ли новая поправка решить все проблемы киберпространства? Скоро узнаем.