Заслуженный художник РФ Марина Восканьянц умерла на 91-м году жизни. Что о ней известно и как она стала легендой «Союзмультфильма»?

Что известно о Марине Восканьянц

Марина Восканьянц родилась 2 января 1934 года в Москве. Художница с детства увлекалась мультфильмами, рассказал шеф-редактор «Союзмультфильма» Сергей Капков, который и сообщил о смерти Восканьянц.

«В пятилетнем возрасте Марина впервые увидела мультфильмы, это были шедевры Уолта Диснея. Это был 1939 год. Перед началом сеанса в кинотеатре шел концерт. „Какой-то мальчик лет семи в красной рубашке, подпоясанной золотым кушачком, танцевал. Что он танцевал? Очевидно, русскую пляску. И я даже не знаю, что сильнее на меня подействовало — Дисней или этот мальчик“», — привел он воспоминания художницы.

С 1945 по 1951 год Восканьянц занималась в изостудии Московского центрального дворца пионеров. В 1952 году получила первую премию — художница была удостоена золотой медали президентом Индии за участие в международной выставке детского рисунка в Дели.

Телеграм-канал NEWS.ru

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

С 1955 года Восканьянц занималась в студии гармонической балерины и балетмейстера Людмилы Алексеевой. С 1980-го она сама начала преподавать гармоническую гимнастику при Московском доме ученых.

В 1956 году она поступила на курсы художников-мультипликаторов при киностудии «Союзмультфильм», где занималась в мастерских Федора Хитрука, Романа Давыдова, Перча Саркисяна и Льва Мильчина.

«Она долго не могла определиться, что ей ближе — кино или танцевальное искусство, поэтому почти одновременно поступила в знаменитую школу гармонической гимнастики Людмилы Алексеевой и на курсы художников-мультипликаторов при „Союзмультфильме“», — писал о Восканьянц журнал «Кинопроцесс».

С 1959 по 1991 год мультипликатор являлась одним из ведущих художников на киностудии. Ее приглашали работать в своих фильмах прославленные режиссеры-мультипликаторы Лев Атаманов, Владимир Полковников, Роман Качанов, Федор Хитрук, Эдуард Назаров.

В 1990-е годы Марина Восканьянц сотрудничала со студиями «Кристмас Филмз», «ШАР» («Школа аниматоров-режиссеров»), «Аргус». Также она преподавала, читала лекции во ВГИКе.

Марина ВосканьянцФото: armmuseum.ruМарина Восканьянц

Над какими мультфильмами работала Марина Восканьянц

Марина Восканьянц работала над такими мультфильмами, как «Муха-Цокотуха» (1960), «Три толстяка» (1963), «Дюймовочка» (1964), «Щелкунчик» (1973), «Трое из Простоквашино» (1978), «Тайна третьей планеты» (1981), «Жил-был пес» (1982), «Сказка о царе Салтане» (1984), «Лев с седой бородой» (1995), «Незнайка на Луне» (1997), «Катина сказка» (2000), «Щелкунчик» (2004) и другие.

Как отметил Сергей Капков, танцы и мультипликация были двумя страстями, которые остались с художницей навсегда. Поэтому она специализировалась преимущественно на танцевальных сценах.

«Поскольку из-за бронхиальной астмы она была освобождена от всех физических нагрузок, Марина поступила в студию гармонической гимнастики к Людмиле Алексеевой, где занималась с 1955 года, а с 1980-го стала сама преподавать ее в студии при Московском доме ученых. А параллельно — „танцевать“ в мультфильмах», — отметил шеф-редактор «Союзмульфильма».

Кадр из мультфильма «Простоквашино»Фото: Russian Federation Ministry of C/Twitter.com/Global Look PressКадр из мультфильма «Простоквашино»

По его словам, «визитка» Восканьянц — танец Маши с метлой вокруг новогодней елки в картине Бориса Степанцева «Щелкунчик».

«По предложению Восканьянц, девочка начала танцевать не сразу, а постепенно, подметая пол. Вспомните, как легко и изящно лег этот видеоряд на музыку Чайковского», — писал Капков в журнале «Кинопроцесс» в 2003 году.

«Тот кусок, который мне давал Степанцев, был сорок метров — это колоссальный метраж! Выход Маши с метлой в зал, где стоит наряженная елка. Маша должна была подметать пол и начинать танцевать. Степанцев считал, что нужно танцевать сразу, а я распределила музыку Чайковского („Русский танец“) так, что первые четырнадцать метров Маша только подметает пол. И когда я принесла свою разработку Степанцеву, он немножко удивился и даже ужаснулся, не слишком ли это долго. Но когда посмотрели сцену на экране в малом просмотровом зале, черновую пробу, оказалось, все так легко, хорошо легло на музыку, что претензий никаких не было», — вспоминала об этой работе сама Восканьянц.

Танец Шамаханской царицы с Додоном в «Сказке о золотом петушке» — тоже работа Марины Восканьянц.

К работе над созданием «Бременских музыкантов» привлекали большую команду мультипликаторов, среди которых была и Марина Восканьянц. А в «Бременских музыкантах» много не только песен, но и танцев.

«Но не только танцы были в творчестве Марины Восканьянц. Например, еще одна победа — фильм „Лев с седой бородой“, эпизод, где старый дрессировщик гримируется перед выходом на арену и с тоской смотрит на такого же старого льва, который больше никогда не предстанет перед зрителями», — рассказывал Капков.

Традиции 9 октябряФото: Alad/BROKER.com/Global Look Press Традиции 9 октября

Что о Марине Восканьянц говорят другие мультипликаторы

В разговоре с NEWS.ru режиссер-мультипликатор Елена Баринова заявила, что смерть Марины Восканьянц — это большая потеря для индустрии.

«Она чудесный, замечательный мультипликатор. Марина была мультипликатором, о котором мечтали все. Особенно когда нужна была изысканная пластика. Марина всем этим владела изумительно, о ней ходили легенды. Поэтому, конечно, для всех, кто ее знал, это очень печальная новость», — сказала Баринова.

Режиссер и мультипликатор Гарри Бардин сообщил, что Восканьянц помогала ему сделать эпизод с танцем во время работы над картиной по мотивам цыганской притчи «Прежде мы были птицами».

«Она была у меня задействована, потому как я знал, что она очень пластична. <...> И весь эпизод с танцем в этом проекте делала Марина Восканьянц. Это было просто потрясающе, она была замечательной актрисой. Я буду вспоминать о ней всегда с благодарностью, потому что ее вклад в эту картину был неоценим», — рассказал Бардин.

Читайте также:

«Я не русская и рада этому». Критика СВО, «отмена» в РФ: как живет Юлия Ауг

Инсульт, дом престарелых, сын: как живет Инна Выходцева из «Тихого Дона»

Вечером убил, утром пошел в школу: сирота устал от жизни с пьяницей