20 июня 2018 в 15:27

Тайна «Ну, погоди!»: что скрывал Котёночкин

В этом мультфильме проглядывается триумф женской ловкости над брутальным мужским началом

«Союзмультфильм» «Союзмультфильм» Фото: Кадр из мультсериала «Ну, погоди!»

20 июня 1927 года родился Вячеслав Котёночкин. Во время Великой Отечественной войны он учился артиллерийскому делу и на войну не попал. А после войны окончил курсы мультипликаторов и начал работать в «Союзмультфильме»: художником-мультипликатором, а затем режиссёром. Вячеслав Михайлович создал множество мультфильмов, но славу ему принёс «Ну, погоди!», самый популярный советский мультик, любовь к которому не прошла и в новое время.

Проведённый в 2014 году социологический опрос показал, что «Ну, погоди!» наиболее популярен в новой России. Котёночкин создал что-то необыкновенное, в его мультфильме есть тайна. Возможно, она заключается в том, что «Ну, погоди!» — идеальный портрет поздней советской эпохи, моментальный снимок брежневского времени, где пойманы его важные черты. Волк гоняется за зайцем и всё время попадает впросак — а за этим такой большой спектр знаков и смыслов, что всего и не перечислишь.

Вячеслав Котёночкин Вячеслав Котёночкин Фото: Global Look Press/Igor Gnevashev

Действие здесь разворачивается там, где советские люди отдыхали: в парках культуры и отдыха, на катках, в музеях и даже в «Останкино». Работа оказывается наказанием: пойманного волка заставят тащить тяжёлую батарею. Это рай, где жизнь героев полностью освобождена от признаков тяжёлого и унизительного советского быта. Они гуляют, отдыхают, гоняются друг за другом, и волку приходится так плохо, что уже и не поймёшь, кто здесь охотник, а кто жертва.

Заяц — идеальный советский положительный герой-физкультурник в шортиках и маечке. Волк же антигерой, «стиляга» в майке-«алкоголичке» и брюках клёш. Но сталкиваясь с теми, кто обличён властью, милиционерами, вахтёром или прорабом, он становится кроток, словно овечка. Волк благоговеет перед властью: он типичный советский человек, постсоветские люди эту черту унаследовали.

«Союзмультфильм» «Союзмультфильм» Фото: Кадр из мультсериала «Ну, погоди!»

В идеальном советском мирке, где нет труда и все отдыхают, послушный власти злодей гоняется за во всех отношениях идеальным зайцем, чтобы... Нет. Волк не собирается его съесть.

Этот герой беспол: когда с волка свалятся штаны, обнаружится отсутствие первичных половых признаков — показать их телезрителям Котёночкин не мог. Но зайца он преследует, как настойчивый ухажёр отвергшую его девушку. Заяц женоподобен, волк подчёркнуто мужественен, временно отловив зайца, он начинает его гладить... И тут же оказывается посрамлён: при желании здесь можно увидеть аллегорию, обозначающую триумф женской ловкости и хитрости над брутальным мужским началом. О том, что зайца и волка можно принять и за педерастическую пару, мы, разумеется, не говорим.

«Союзмультфильм» «Союзмультфильм» Фото: Кадр из мультсериала «Ну, погоди!»

Ничего подобного Котёночкин в виду иметь не мог, он творил в неиспорченное время и за возникающие у людей другой эпохи сексуальные аллюзии не отвечает. А вот парадный портрет своей эпохи он нарисовал на удивление точно. Здесь есть то, о чём мечтали люди брежневской поры: волк и заяц живут среди вечного праздника и отдыха. По сути дела, в коммунизме.

«Союзмультфильм» «Союзмультфильм» Фото: Кадр из мультсериала «Ну, погоди!»

И за это же, судя по всему, мы до сих пор любим «Ну, погоди!». Времена нынче непростые, а Вячеслав Котёночкин распахивает перед нами окно в рай.

Алексей Филиппов
Алексей Филиппов