Врача 7 лет подозревают в смерти младенца: что не так с обвинением и судом

Общество 16 апреля, 2025 / 18:40

Врача столичного перинатального центра ГБУЗ ГКБ № 31 им. академика Савельевой обвиняют в смерти новорожденного, хотя срок давности по делу давно прошел, а уголовная статья за это время была декриминализирована. Семь лет он находится под следствием, а последние четыре — под подпиской о невыезде. Что произошло на самом деле, попытался разобраться NЕWS.ru, поговорив как с адвокатом обвиняемого, так и с родителями, потерявшими ребенка.

Как в московском роддоме умер младенец

События, давшие старт следствию, произошли в ноябре 2018 года. Около полудня в роддом доставили женщину на 39-й неделе беременности с диагнозом «хроническая гипоксия плода» (острое или хроническое кислородное голодание). Она рожала уже в четвертый раз, но в этот раз ребенок не выжил. В его смерти обвинили рядового акушера-гинеколога Гиорги Каладзе — одного из врачей бригады, принимавшей роды.

«Роды проходили хорошо, без обезболивающих и медикаментозной стимуляции. Примерно в 21:20 родился доношенный мальчик», — рассказал NEWS.ru адвокат Каладзе Игорь Скрипка.

Однако, по его словам, состояние и жизнестойкость новорожденного оценивались в три балла по 10-балльной шкале (нормой считается минимум семь баллов). Как рассказывает адвокат, на родах присутствовал неонатолог, который попросил вызвать докторов из отделения реанимации новорожденных. Мальчика стали «откачивать».

После стабилизации состояния ребенка перевели из родильного отделения в реанимацию. Несмотря на усилия медиков, он прожил всего сутки. Родители обратились в правоохранительные органы.

«С тех пор мой подзащитный ездил на допросы в СК более 70 раз, поменялось около пяти-шести следователей. Каждый начинал с запугивания, а потом приходил к выводу, что в деле нет состава преступления», — продолжает Скрипка.

По словам адвоката, в июне 2022 года в шесть утра дома у Каладзе провели обыск. Затем он прошел проверку на полиграфе. Врач находится под подпиской о невыезде.

Фото: Сергей Булкин/NEWS.ru

В чем обвинили врача Каладзе

Как считает следствие, в тот день Каладзе проигнорировал данные из медицинской карты пациентки о том, что предыдущие роды были стремительными, и не посмотрел данные УЗИ, которые показывали нарушение кровотока в пуповине. Кроме того, согласно фабуле обвинения, он не провел нужные исследования, не назначил показанный пациентке при осмотре дежурной бригадой постоянный мониторинг сердца.

Гиорги Каладзе был обвинен в преступлениях, предусмотренных частью 2 статьи 327 УК РФ «Подделка, изготовление или оборот поддельных документов» и частью 2 статьи 109 УК РФ «Причинение смерти по неосторожности».

Мать ребенка Анастасия Шептовицкая считает, что следствием полностью доказан прямой умысел врачей, направленный на оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни.

«Они знали, как нужно, но решили уменьшить себе объем работы. Эти врачи не сделали требуемое кесарево сечение, не по показанию провели прокол околоплодного пузыря. В этом случае необходим постоянный мониторинг сердцебиения плода (с помощью специального аппарата КТГ, позволяющего оценить состояние плода в утробе матери. — NEWS.ru). Они его назначили, но бросили меня одну, аппарат КТГ не подключили. У меня были сильные схватки, сразу же развились быстрые роды, но ни один из врачей даже не заглянул ко мне в палату в течение двух последних часов перед родами, хотя я криком звала их», — заявила она в разговоре с NEWS.ru.

Адвокат же врача, ссылаясь на допросы Шептовицкой, утверждает, что за сутки до поступления в больницу будущая мать проверила состояние плода, потому что не чувствовала шевеления ребенка в течение 7–10 дней. На следующий день ей выдали направление на госпитализацию. По словам Скрипки, женщине была оказана вся медицинская помощь согласно приказу Минздрава 2018 года.

Фото: Сергей Булкин/NEWS.ru

От чего на самом деле мог умереть ребенок

По словам матери, врачи заявляют о наличии инфекции, но допрошенный эксперт показал в суде, что объективных данных об этом нет. Ребенок был нормальным по росту и весу.

«У нас умер здоровый, доношенный новорожденный мальчик в роддоме в Москве. На стадии наблюдения в женской консультации были проведены все необходимые анализы, скрининги — и никакой инфекции или воспалительных процессов обнаружено не было», — рассказала NEWS.ru Шептовицкая.

По ее словам, причина смерти была не в инфекции, а в асфиксии. Адвокат врача Игорь Скрипка согласен с тем, что ребенок был развит правильно, не было травм и пороков развития.

«Асфиксия была, именно поэтому роженицу и направили экстренно со скорой помощью на роды. Одним из признаков асфиксии было именно то, что женщина достаточно длительное время не чувствовала шевеления плода. Однако тяжелая внутренняя инфекция имела место. Именно она привела к асфиксии», — комментирует защитник.

По его словам, вскрытие показало, что визуально у малыша не было травм и кровоизлияний, но при этом все органы оказались с воспалительными изменениями, для развития которых нужно две-три недели. «Были сильно повреждены печень, легкие — пневмония, он не смог самостоятельно начать дышать после родов, а также был сильно поврежден головной мозг, у ребенка был менингит», — говорит Скрипка.

Он обращает внимание на то, что даже эксперты, на мнение которых ссылается сторона обвинения, не смогли дать категоричного ответа на вопрос, выжил бы плод при отсутствии дефектов оказания акушерской помощи.

Например, как утверждает адвокат, в заключении прямо указано: «Ответ на вопрос о возможности спасения жизни ребёнку в случае выбора верной тактики родоразрешения и её корректировки в ходе родов, учитывая наличие у младенца внутриутробной патологии, требует большого количества вероятностных допущений и не может иметь однозначно положительного ответа».

Фото: Shutterstock/FOTODOM

При чем тут врач Каладзе

Адвокат, представляющий Гиорги Каладзе, в разговоре с NEWS.ru рассказал, что врач не принимал участия в приеме пациентки, не назначал обследования, не участвовал в выборе тактики лечения, не заседал в консилиуме и даже не знал о ее госпитализации в роддом.

На видеозаписи из родильного бокса отчетливо видно и слышно, что аппарат КТГ был подключен, говорит адвокат Скрипка. А медицинский персонал, в том числе и дежурный врач Каладзе, который вел еще несколько рожениц одновременно, постоянно отслеживал состояние Шептовицкой.

«Во время схваток и появления ребенка на свет к женщине 27 раз заходил средний медицинский персонал и три раза — врачи. Одна из акушерок практически не отходила от роженицы, что в очередной раз показывает противоречия между словами потерпевших и записями камер видеонаблюдения», — комментирует Скрипка.

Как шли следствие и суд по делу Каладзе

Следствие посчитало, что вина за смерть ребенка лежит на враче Каладзе. После происшествия Пресненский районный суд отстранил его от должности, но в 2021 году он смог отменить это решение в апелляции и вернулся к работе.

На сайте Гагаринского суда говорится, что 16 июля 2024 года Гиорги Каладзе признали виновным по двум предъявленным ему статьям УК.

«Моего подзащитного обвиняют в подделке документов. Я второй год спрашиваю в судебных инстанциях, что именно он подделал. Мне никто не может ответить на этот вопрос. Зато после стольких мучений, что прошел мой подзащитный, в Гагаринском суде выяснилось, что Следственный комитет потерял главное вещественное доказательство, а именно историю родов. Почерковедческая экспертиза показала, что на некоторых документах вовсе не его подпись», — продолжает Скрипка.

В ноябре 2024 года Мосгорсуд отменил обвинительный приговор Каладзе и отправил дело на новое рассмотрение. На этот раз оно было переквалифицировано на статью 238 УК РФ «Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности».

Фото: Shutterstock/FOTODOM

Почему адвокат настаивает на оправдании врача Каладзе

Как раз после этого, в декабре, указом президента статья 238 УК была декриминализирована для медицинских работников.

«Есть много других статей, которые могут быть применены к медикам, если они допустят нарушения. Но в данном деле сроки давности привлечения к уголовной ответственности моего подзащитного истекли по всем из них. На сегодня дело должно быть прекращено», — прокомментировал адвокат.

Игорь Скрипка утверждает, что муж потерпевшей — бывший высокопоставленный работник прокуратуры Республики Коми. На сайте ведомства есть информация, что в 2008 году ухтинским районным прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях был назначен некто Андрей Шептовицкий, чьи данные совпадают с данными отца умершего ребенка.

Защитник врача рассказывает, что Шептовицкий «ходит по кабинетам», может лично отвозить материалы уголовного дела в Архангельскую область для проведения экспертизы, и вместо того чтобы прекратить дело, его передают по инстанциям все выше и выше. В итоге из районного столичного отдела Следственного комитета спустя три года дело оказалось в Главном следственном управлении Москвы, говорит юрист.

«Вероятно, потерпевшему хочется получить деньги с больницы или доказать свою правоту. Видимо, они ведут к тому, чтобы фигурант дела получил хоть какую-то судимость», — предположил Скрипка в разговоре с NEWS.ru.

По его словам, после трагедии 2018 года мать погибшего ребенка родила уже два раза. Как считает адвокат, это доказывает, что при тех родах ей была оказана квалифицированная медицинская помощь и адекватная профилактика.

NEWS.ru направил запрос по данному делу в Главное следственное управление Следственного комитета РФ по городу Москве.

Читайте также:

Рошаль призвал пересмотреть дело врачей, осуждённых за убийство младенца

Младенец умер на борту самолёта по пути в Москву

Врача осудили за разговоры о «сроке годности» женщин

Младенец умер от гриппа в поезде Москва — Чита

«Пощады не будет»: Лукашенко завёл белорусское «дело врачей»