На глазах у Путина едва не случился второй «Курск»

Общество 21 октября, 2019 / 16:12

На учениях стратегических ядерных сил «Гром-2019» 17 октября произошла нештатная ситуация. Как сообщается, атомный подводный крейсер К-44 «Рязань» осуществил лишь один пуск межконтинентальной баллистической ракеты Р-29Р по полигону Чижа. При этом на брифинге 14 октября врио начальника Главного управления международного военного сотрудничества Евгений Ильин анонсировал два запуска. Журналисты, ссылаясь на собственные источники в военном ведомстве, утверждают, что причиной внештатной ситуации мог быть отказ некоторых систем подлодки, которые отвечают за команду о пуске.

Тут стоит напомнить, что пуски баллистических и крылатых ракет во время манёвров «Гром-2019» прошли под личным руководством президента РФ Владимира Путина. Собственно, пресс-секретарь главы государства комментировать информацию не пожелал, переадресовав вопросы по этому инциденту в Минобороны.

В ведомстве Сергея Шойгу же заявили, что никакой нештатной ситуации не было, а ракету решили не запускать после осмотра.

Оценив информацию о техническом состоянии одной из ракет подводной лодки «Рязань», полученную непосредственно перед пуском, было принято решение не задействовать её в учебном ударе. Отмена пуска данной ракеты никак не повлияла на успешные результаты СКШУ «Гром», — заявили в Минобороны.

В ведомстве подчеркнули, что проверяли в первую очередь не способность запустить все ракеты, какие есть в наличии, а эффективность системы боевого управления Вооружёнными силами РФ, и в этом смысле все поставленные задачи были выполнены в полном объёме.

Собственно, причина, по которой эта новость облетела все СМИ и стала одной из самых читаемых проста: несмотря на все многочисленные положительные изменения в армии, а их за последнее десятилетие действительно много, когда дело касается стратегического оружия — нам страшно. Это то место, где хочется, чтобы всё было под максимально возможным контролем, потому что цена секундной расслабленности, малейшей невнимательности, небрежности, халатности на запредельной высоте. К тому же всё ещё жива память о самой страшной морской трагедии в истории России. Если верить официальным отчётам, подводная лодка «Курск» погибла из-за утечки компонентов топлива торпеды 65-76А («Кит»), которая взорвалась в торпедном аппарате № 4, погубив всё судно и 118 членов экипажа.

Фото: mil.ru

Мы гордимся, и не без оснований, нашими вооружёнными силами и прекрасно понимаем, что при той фантастической плотности различных манёвров и учений неизбежно будут накладки. Собственно, ради выявления этих накладок всё и задумано, но в свете таких новостей хочется быть уверенными, что от нас ничего не скрывают. Тем более что по работе с информацией к нашим защитникам Родины вопросы как раз есть: здесь принято много говорить об успехах, ежедневно сообщать о проведении различных военно-патриотических и военно-спортивных мероприятий, но брать паузу, когда дело касается нештатных ситуаций. Да и после паузы ограничиваться очень сухой официальной информацией.

Мы помним, например, что пожар на борту научно-исследовательского глубоководного аппарата АС-12 «Лошарик» произошёл в понедельник, 1 июля, а официально об этом сообщили только на следующий день. Да и недавнее ЧП на Государственном центральном морском испытательном полигоне под Архангельском, где произошёл взрыв ракеты с радиоизотопным источником питания, не особо располагает к благодушию.

В принципе, желание военных оградить себя от назойливого внимания общественности понять можно, но не в том случае, когда ты руководишь армией, чьи ядерные силы в состоянии показать Фрэнсису Фукуяме, что такое действительно конец истории.

Но нужно учитывать и желание общества, которому в этой ситуации от армии нужно совсем немного — открытость и честность, во всём остальном мы военным доверяем.