Не чудо, а физика: как воздух превращается в движущую силу — секрет дизеля

Полезные советы 7 декабря, 2025 / 09:00

Дизельный двигатель изобрел немецкий инженер Рудольф Дизель в 1897 году. С тех пор этот надежный мотор стал настоящим тружеником в грузовиках, автобусах, поездах, кораблях и строительной технике. Вы наверняка видели его работу, когда мимо проезжает фура или городской автобус — характерный звук издает именно дизель. Итак, дизельный двигатель работает по принципу самовоспламенения топлива от контакта с раскаленным сжатым воздухом — поршень сжимает воздух до 700–900 градусов, в этот момент впрыскивается топливо, которое мгновенно вспыхивает без искры и толкает поршень вниз, создавая движущую силу. А сейчас расскажем о принципе работы дизельного двигателя чуть подробнее.

Главные плюсы дизельного мотора

Такие двигатели ценят за экономичность и высокий крутящий момент. Они потребляют меньше топлива, чем бензиновые, и служат дольше благодаря прочной конструкции. Именно поэтому дизель выбирают для тяжелой работы — перевозки грузов, пассажиров и в сельском хозяйстве.

Как это устроено: четыре такта работы

Принцип работы дизельного двигателя основан на самовоспламенении топлива от сильно сжатого горячего воздуха. Представьте велосипедный насос: когда быстро качаешь, он нагревается — похожий процесс происходит в цилиндре. Сначала поршень засасывает чистый воздух, затем сжимает его так сильно, что температура подскакивает до 700–900 градусов. В этот момент форсунка впрыскивает дизельное топливо тонкими струйками. Горячий воздух мгновенно поджигает топливо без всяких свечей зажигания — происходит мини-взрыв, который толкает поршень вниз и крутит колеса. После этого отработанные газы выходят через выпускной клапан, и цикл повторяется снова.

Теперь вы знаете, как это устроено под капотом дизельной машины. Никакой магии — только физика, давление и точный впрыск топлива в нужный момент.

Ранее мы рассказывали, как определить сбой в работе двигателя в вашем автомобиле по запаху и звуку.