Довольно неприятное и неожиданное заявление преподнёс суд Евросоюза, решивший отменить решение Еврокомиссии по OPAL как нарушающее принцип энергетической солидарности. Этот трубопровод принимает газ из «Северного потока» в Германии и является ключевым звеном в сфере транспортировки российского голубого топлива. Для Москвы это означает то, что отечественный холдинг не сможет заполнить мощности газопровода более чем на 50%, что неминуемо приведёт к падению объёмов экспорта по данному направлению. Как эти события могут повлиять на планы по увеличению российского экспорта газа — в материале News.ru.
Подобного решения суда не ожидал никто. И даже в Киеве его сочли «приятным» сюрпризом — исполнительный директор ГК «Нафтогаз Украины» Юрий Витренко, радостно потирая руки, написал об этом на своей странице в Facebook.
Решением европейского суда меняется режим использования OPAL, там посчитали, что предыдущие нормы использования газопровода были приняты с нарушением принципов энергетической солидарности. Расширение доступа «Газпрома» к нему были одобрены Еврокомиссией ещё в конце 2016 года. Помимо исключительного права задействовать 50% транзитных ресурсов OPAL (12,8 млрд куб. м), российский концерн получил возможность участвовать в аукционах ещё 40% мощности трубопровода (10,2 млрд куб. м). Однако Варшава и компания PGNiG обратились с соответствующими жалобами в Европейский суд.
После оглашённого решения в PGNIG сразу же заявили, что транзит газа через территорию Украины увеличится как минимум на 12,5 млрд кубометров.
Газопровод, который идёт через Украину, имеет неиспользованные возможности. Решение суда изменит переговорную ситуацию. Переговорная позиция Украины улучшится, — с радостью констатировал предправления PGNiG Пётр Вожняк.
А премьер Польши Матеуш Моравецкий поспешил рассказать, что стоимость голубого топлива теперь для его страны заметно снизится.
«Газпром» и Германия не смогут де-факто использовать этот идущий вдоль нашей западной границы газопровод на 100%, — сказал Моравецкий.
Понятно, что в Варшаве не расстаются с идеей быть одновременно дистрибьютором газа и получать из этого явную пользу.
По оценкам польской стороны, транспортировка российского газа по OPAL, а также Nel сократится с 60 млрд куб. м до 43 млрд куб. м.
Однако позже представитель пресс-службы Еврокомиссии пояснил РИА Новости, что исключения ЕК по доступу «Газпрома» к OPAL от 2009 года вновь действуют, так как суд Евросоюза отменил более позднее решение по этому газопроводу. Само по себе решение от 2009 года давало освобождение от требования о доступе третьих сторон к газопроводам на территории ЕС, заложенное в Газовой директиве. Таким образом, для доступа «Газпрома» к более 50% мощностей OPAL от компании требовали продавать для рынка Чехии 3 млрд куб. м газа в год на особых условиях. Но концерн не соглашался, поэтому OPAL долго не был полностью загружен.
Реакция российской стороны пока не носила ярко выраженный характер. В компании «Газпром экспорт» заявили, что пока что изучают последствия решения суда.
Мы изучаем юридические и коммерческие последствия этого решения, — сказали в «Газпром экспорте».
Как пояснил News.ru директор Академии управления финансами и инвестициями Арсений Дадашев, Еврокомиссия определённо будет требовать пересмотра решения. На её стороне выступает Германия, крайне заинтересованная в трубопроводе, тогда как против — Польша, Литва и Латвия. В целом, считает он, шансы на удачную апелляцию есть.
Берлин, скорее всего, потребует провести экспертизу о реальном влиянии OPAL на интересы других европейских стран, ведь суд ЕС в первую очередь учитывал интересы Польши, которая планировала стать главным хабом для американского СПГ в Европе.
Между тем, согласно соглашению с Германией, Россия обязана продолжать использовать трубу через Украину, так что полностью отказываться от транзита через соседнюю страну «Газпром» не собирался. Более того, из-за вреда для экологии от использования угля спрос на российское голубое топливо растёт такими темпами, что игнорирование украинской газотранспортной системы было бы невыгодно в первую очередь самой Москве.
Хотя, безусловно, решение суда ЕС заметно ограничивает возможности Москвы по удержанию высокой доли европейского рынка, констатировал Дадашев. Вся надежда остаётся на СПГ, экспорт которого увеличивается ежемесячно. Так, за первые семь месяцев продажи отечественного сжиженного газа увеличились на 62% в сравнении с аналогичным периодом 2018 года.
По мнению шеф-аналитика TeleTrade Петра Пушкарёва, представители Европы выглядят смешными в своих усилиях бороться с неизбежным и давно принятым решением на совсем другом уровне.
Вердикт Европейского суда юстиции ни в коем случае не станет в этом споре интересов жирной точкой, а останется просто очередной формальной запятой. Решение либо вновь будет опротестовано Еврокомиссией, которую всецело поддерживает заинтересованная в газе, а не в крючкотворстве Германия, либо же будет найден более изящный способ как бы «выполнить» решение суда, на деле его игнорируя.
Например, поясняет эксперт, через OPAL можно гнать на вторую половину мощности уже формально не «газпромовский», а купленный у «Газпрома» немецкий газ, или этот газ может принадлежать иному «поставщику» — любой из европейских компаний — участниц концессии «Северного потока». Примерно по той же схеме, как Украина получает сейчас якобы уже не российский, а формально «европейский» газ по реверсу со стороны своих западных границ.
Кроме того, какую-то часть прокачки в объёмах OPAL может действительно занять американский СПГ, так как немцы собираются и его тоже покупать, но это совсем не значит, что оба «Северных потока» не будут в итоге работать на полную мощность.
В свою очередь эксперт Международного финансового центра Гайдар Гасанов заявил, что ограничение мощностей данного трубопровода связано с тем, что США пытаются любыми способами нанести экономический вред своему конкуренту — России.
Мы должны понимать, что Европа, в частности Германия, сильно зависит от российского газа. ФРГ, по сути, была инициатором строительства «Северного потока — 2». Украинская территория несёт в себе определённые риски, с которыми не хочет мириться Берлин. И транзит газа через Украину ставит под угрозу энергетическую безопасность Германии.
Но в свете последних событий, связанных с некоторым примирением Москвы и Киева после недавнего обмена пленными, что расценивается большим шагом в налаживании отношений друг с другом, возможно, что вопрос о продолжении транзита газа через Украину может быть вновь поднят в следующем году.
Но что в итоге смогут сделать такие европейские суды? Смогут ли они «арестовать» газ? Естественно, к вентилям этих «комиссаров» никто в Германии и близко не подпустит, а Польша может сколько угодно ограничивать себе самой поставки из системы OPAL у собственных границ, лишь проигрывая от этого. Так что фактической существенной зависимости «Газпрома» от поставок через Украину не будет, но и договоры об украинском транзите будут непременно подписаны на нормальных взаимовыгодных для сторон условиях. Например, когда часть не признанного «Газпромом» «долга» может быть проинвестирована в модернизацию газотранспортной системы Украины через специально созданный для этого механизм обеспечения.