Владельцев автомобилей без ОСАГО с ноября начнут отслеживать на дорогах с помощью камер фотовидеофиксации. Но штрафовать пока не будут, успокаивают юристы. Поправки, которые определяют, как именно это будет происходить, предположительно, вступят в силу с 1 сентября 2026 года. NEWS.ru рассказывает, как наказывают за отсутствие полиса сейчас, что изменится в ноябре и чего ожидать водителям в 2026 году.
Владельцев автомобилей без полиса ОСАГО начнут отслеживать на дорогах с помощью камер фотовидеофиксации. Штрафовать за отсутствие гражданской автостраховки их будут не более одного раза в сутки. Соответствующий законопроект был внесен в Госдуму 23 сентября. Поправки могут вступить в силу 1 сентября 2026 года.
Закон в текущей формулировке позволяет штрафовать водителей несколько раз в сутки. За месяц «по счетчику» может набежать сумма, сопоставимая с размером месячной зарплаты. Штраф за отсутствие ОСАГО составляет 800 рублей, но при повторном нарушении — от 3000 до 5000 рублей.
С 1 марта 2025 года полис ОСАГО был исключен из пакета документов при регистрационных действиях, что «обостряет необходимость скорейшего введения альтернативного механизма контроля», отметили авторы законопроекта.
Минфин РФ рассчитывает в ближайшее время начать эксперимент по контролю за наличием полисов ОСАГО через дорожные камеры. А проверки должны быть запущены к 1 ноября текущего года, согласно поручению президента России Владимира Путина.
По мнению члена Международной ассоциации юристов и медиаторов 4legal Евгении Безмаленко, вплоть до вступления поправок в силу РФ ждет тестовый период применения фотофиксации отсутствия ОСАГО без назначения штрафов.
Иными словами, опасаться проезжать под камерами без полиса водителям не стоит. Но лучше (что правильно и законно), чтобы он все-таки был.
По данным Российского союза автостраховщиков, в 2024 году в России доля авто без ОСАГО составила почти 8%. В Финансовом университете их число оценивают в 10%.
Лидер антирейтинга — Ингушетия, где 75% водителей выезжают на дороги, не имея обязательной страховки. В Чечне этот показатель составляет 44%, а в Дагестане и Северной Осетии — по 42%. Причем в Дагестане наблюдается не снижение, а рост числа водителей, игнорирующих ОСАГО (+3,8% с 2023 года). В антитоп-5 «бесполисных» регионов также вошла Тува с показателем 28,6%.
По оценкам члена Общественного совета при МВД Игоря Моржаретто, в России примерно 3–4 млн человек ездят без полиса ОСАГО.
Автоматической проверки полиса по камерам в настоящее время нет.
Наличие у водителей обязательной страховки автогражданской ответственности вручную проверяют сотрудники ГИБДД. Инспекторы смотрят полис, когда останавливают автовладельца для проверки документов, если он нарушил ПДД или после аварии.
Водитель обязан предъявить страховку в бумажном или электронном виде. Электронный полис можно открыть на экране телефона или распечатать и держать его копию у себя в машине. Если полис бумажный — необходимо предъявить оригинал.
Причем у сотрудника ГИБДД нет обязанности проверять наличие ОСАГО по базам данных (в частности, по единой базе Национальной страховой информационной системы — НСИС), отмечают эксперты. «Он вправе оштрафовать водителя, если у него на руках нет бумажного или электронного полиса ОСАГО», — говорит Евгения Безмаленко.
По ее словам, отсутствие полиса ОСАГО является «длящимся правонарушением». И каждая новая фиксация нарушения — это основание для назначения штрафа. Как уже говорилось выше, сейчас ограничений по количеству штрафов в сутки нет. «Но если штрафов за длящееся правонарушение назначено несколько, а у нарушителя не было объективной возможности оформить полис ОСАГО в кратчайшие сроки, то назначение штрафов возможно оспорить в суде», — объясняет юрист.
Читайте также:
Водителей без ОСАГО выявят видеокамеры
«Водители опять — новая нефть»: Лысаков о муках водителей с ОСАГО и каско