Переизбравшийся на второй, как утверждается, последний срок, президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев совершил свой первый визит после инаугурации — в Москву. И подобная новость была бы сугубо протокольной, если бы не прозвучавшая во время переговоров с Владимиром Путиным формулировка «Тройственный союз», знакомая многим по учебникам истории.
Хотя главным любителем истории на постсоветском пространстве считается Владимир Путин, его коллеги из коллеги из Центральной Азии точно дадут фору в изобретении внешне- и внутриполитических концепций с броскими названиями. Буквально этим летом, когда в Казахстане меняли конституцию, на всех плакатах рассказывалось о «Второй республике». Разумеется, это отсылка к французской истории (сейчас во Франции действует Пятая республика), которая в данном случае должна указывать — Казахстан при Токаеве будет совсем не тем, что про Назарбаеве! Он будет успешным, прогрессивным и справедливым.
И вот теперь, приехав в Москву, Токаев выдвинул новую идею — «Тройственного союза». Кто автор этого названия — неизвестно, но первым заговорили о ней именно в Астане, а не Москве. «От СМИ поступают некоторые вопросы касательно визита главы государства в Москву. В связи с этим необходимо отметить, что в ходе переговоров в Кремле президентов Казахстана и России речь шла о создании „тройственного газового союза“ в составе России, Казахстана, Узбекистана с целью координации действий при транспортировке российского газа по территориям Казахстана и Узбекистана», — написал в соцсетях пресс-секретарь президента Казахстана Руслан Желдибай.
С точки зрения истории, и Вторая республика, и Тройственный союз не самые удачные параллели. Вторая Республика закончилась авторитарным правлением и реставрацией монархии, а Тройственный союз (Германия, Австро-Венгрия и Италия) не только потерпел поражение в Первой мировой войне, но и запомнился невыполнением обязательств — итальянцы вышли из него, так и не поддержав немцев и австрийцев на поле боя, а потом и вовсе вступили в войну на стороне Антанты. Неудивительно, что уже в среду российские провластные СМИ придумали более приятное название — «Газовая Антанта», ведь именно эту сторону в российской историографии принято считать «правильной».
Пресс-секретарь российского лидера Дмитрий Песков выбрал еще более нейтральную формулировку.
То, что имеет в виду президент Путин — это создание на первом этапе координационного механизма. Может быть, это всё ещё предстоит обсуждать с неким юридическим лицом и для сотрудничества между этими тремя странами, и для развития инфраструктуры для внешних рынков, — заявил он журналистам. — Речь идет о том, что это огромная, обширная территория в очень важном регионе и, конечно, маршруты поставок энергоносителей, газа и так далее чрезвычайно актуальны для этой территории. Там очень разветвленная сеть и координация действий — это то, что будет соответствовать интересам всех трех упомянутых стран.
Голос Узбекистана, которого тоже записали участником схемы, пока не прозвучал вовсе. Как утверждал Токаев, эту тему Путин должен обсудить в телефонном разговоре с узбекским лидером — Шавкатом Мирзиеевым. Но когда информация о телефонном разговоре появилась на сайте президента Узбекистана, о газе там не было ни слова. Если только столь масштабный проект не скрыт за формулировкой «в ходе беседы были обсуждены актуальные вопросы дальнейшего расширения многопланового сотрудничества и укрепления отношений всеобъемлющего стратегического партнерства Узбекистана и России». На сайте Кремля сообщения о телефонном разговоре долго не было, а когда все же оно появилось, оказалось еще более лаконичным: «Затронуты актуальные вопросы торгово-экономического сотрудничества, включая реализацию перспективных совместных проектов». Но возможно, нужные слова еще будут сказаны 1 декабря, когда в Ташкент отправится премьер-министр России Михаил Мишустин.
Кстати, из слов Токаева во время визита в Москву тоже создается впечатление, что Казахстан пока не принял окончательного решения о союзе — этот вопрос еще следует рассмотреть.
Сегодня говорил Владимир Владимирович о том, что нам нужно создать некий трёхсторонний союз, и он собирается позвонить президенту Узбекистана. Нам тоже нужно вникнуть в эту тему, во всяком случае мне, с тем, чтобы прийти к искомым результатам и соглашениям. В принципе мы готовы к этому. Почему бы нет, — говорил господин Токаев в Москве.
А уже после его возвращения замглавы МИД Казахстана Роман Василенко снизил планку еще сильнее. «Его содержание еще рано обсуждать, потому что пока это некая идея. Вы слышали, наверное, комментарий главы государства о том, что следует эту идею еще внимательно изучить. Это пока только идея», — сказал дипломат о союзе.
Но если «союз» — вещь пока абстрактная, то декларация по случаю 30-летия дипломатических отношений между Россией и Казахстаном — вполне реальна. И в ее тексте тоже говорится о сотрудничестве в экспорте газа.
«Российская Федерация и Республика Казахстан будут способствовать развитию транзитно-транспортного потенциала двух стран, поддерживать усилия друг друга, направленные на обеспечение бесперебойного функционирования международных транспортных коридоров, проходящих через их территории, в интересах укрепления транспортной взаимосвязанности на пространстве Евразии», — говорится в пункте 26.
А пункт 27 звучит еще ближе к теме: «Российская Федерация и Республика Казахстан будут укреплять сотрудничество в топливно-энергетической сфере, в том числе в области разведки и разработки нефтегазовых месторождений, а также в сфере транспортировки энергоресурсов. Российская Федерация и Республика Казахстан продолжат создавать благоприятные технические и экономические условия для транзита энергоресурсов по территориям друг друга в третьи страны в соответствии с международными обязательствами».
В переводе с дипломатического на общедоступный это может означать, что Казахстан будет более охотно помогать России обходить санкции (а ведь во время визита на Валдай Токаев говорил: «Санкции есть санкции, мы не должны их нарушать». И даже сейчас замглавы МИД повторил, что «Казахстан не позволяет использовать свою территорию для обхода санкций»). В ответ на это Казахстану дается обещание, что Россия будет руководствоваться «принципами взаимного уважения государственного суверенитета и независимости, равноправия и невмешательства во внутренние дела, неприменения силы или угрозы силой, территориальной целостности государств, нерушимости границ, мирного урегулирования споров, добросовестного выполнения международных обязательств, защиты прав человека и основных свобод». В обычной ситуации такие вещи даже не требуют дополнительного упоминания, но сейчас, когда в программе «Вечер с Владимиром Соловьевым» говорят, что Казахстан — следующая цель после Украины, декларация выглядит как подстраховка. По крайней мере для националистического крыла, которое в Астане имеет определенный вес.
Приятно и успокаивающе звучит и 12-й пункт: «Российская Федерация и Республика Казахстан исходят из того, что в ядерной войне не может быть победителей и она никогда не должна быть развязана». Кто знает, может, когда-нибудь Казахстан будет говорить, что внес свой вклад в то, чтобы подобный ужасный сценарий не был реализован.
Наконец, немаловажно, что «Российская Федерация и Республика Казахстан намерены совершенствовать механизмы кризисного реагирования ОДКБ» (ведь именно операция в Казахстане стала для ОДКБ первой и пока единственной) и «привержены бережному сохранению исторической правды о Второй мировой войне, решающей роли многонационального народа Советского Союза в разгроме нацистско-фашистской Германии» (ведь это любимая тема Владимира Путина).
Иными словами, Россия пытается показать Казахстану, что считает его равным и ценным партнером, с которым нужно договариваться. Подобная логика работает и с Узбекистаном, который всегда избегал слишком тесного сближения с Москвой и предпочитает сотрудничество без лишних обязательств. Тем не менее разговор о «газовом союзе» пока скорее преувеличение. Хотя бы потому, что из Казахстана и Узбекистана ему некуда деваться — труба в Китай есть и напрямую из России (газопровод называется «Сила Сибири»), а планы насчет поставок газа в Индию или Пакистан пока что утопия. Другое дело — если удастся построить Транскаспийский газопровод, который свяжет Центральную Азию с Европой. Но, как ранее писал NEWS.ru, этот проект скорее задумывается как антироссийский, чтобы сократить зависимость Европы от «Газпрома».
Узбекистан и Казахстан скорее сами заинтересованы в импорте российского газа, — оценил перспективы «газового союза» президент Института энергетики и финансов (Москва) Марсель Салихов. — Возможно, речь будет идти о своповых поставках в Китай. Но их объем не превысит 5 млрд. кубометров, а, скорее всего, будет еще меньше.
Директор Информационно-аналитического центра по изучению общественно-политических процессов на постсоветском пространстве Дарья Чижова увидела в «тройке» Россия — Казахстан — Узбекистан другой смысл.
Совершенно очевидно, что если внутри стран Центральной Азии очень много проблем, то Узбекистан и Казахстан стали флагманами региона и инициируют инфраструктурные проекты, — сказала она. — Тройка — именно про это. Очень часто в регионе пытаются преподнести Узбекистан и Казахстан как конкурентов. А российская инициатива подчеркивает, что конкурентов нет, а есть ядро для дальнейшего поступательного развития. Мы и так сотрудничаем в нефтегазовой сфере, в сфере привлечения инвестиций. И у санкций есть положительный эффект — выравнивание торгового баланса. Раньше Россия поставляла в Казахстан куда больше товаров, чем ввозила оттуда. Теперь импорт нужен и самой России.
Согласен с таким походом и профессор Казахстанско-Немецкого университета в Алма-Ате Рустам Бурнашев.
В сложившейся ситуации Россия фактически потеряла европейский рынок газа, и перед ней стоит вопрос поиска новых рынков или расширения уже имеющихся, — продолжил ту же мысль. — Очевидно, что турецкий вектор не очень надёжен и, главное, ограничен. Китайское направление более перспективно, но требует дополнительных каналов поставок, которые и может обеспечить Казахстан и, отчасти, Узбекистан. Помимо этого сам Узбекистан, в силу того, что он отказывается от политики экспорта природного газа в пользу его глубокой переработки и активно формирует соответствующие мощности, может стать покупателем российского газа. Очевидно, что если газовый проект с Россией начнет развиваться, Узбекистан и Казахстан могут подпасть под идеологическое давление. Но пока такой вариант сотрудничества не является санкционно неприемлемым.