Грузовик ГАЗ-АА, известный как «Полуторка», является одним из символов стойкости и трудолюбия советского народа в годы Великой Отечественной войны. Без этого автомобиля не представить военной кинохроники, на «полуторке» везли хлеб в осажденный Ленинград по «Дороге жизни». Однако существует и немало легенд, связанных с этим автомобилем. Что правда, а что вымысел — в материале NEWS.ru.
Иногда можно услышать, что «Полуторка» смогла вынести все тяготы войны исключительно потому, что была придумана советскими инженерами. На самом деле это не так.
На самом деле «полуторка» — это американский автомобиль Ford-AA образца 1927 года. В 1929 году, когда советские власти решили построить в стране огромный (даже по мировым меркам) автомобильный завод, который бы выпускал 100 тыс. машин в год, то у СССР просто не было необходимых компетенций. Проще говоря, мы не умели сами проектировать машины. Поэтому в 1930 году было заключено соглашение с Ford Motor о строительстве завода и выпуске машин.
И первые автомобили были собраны в том же 1930 году из фордовских деталей, их сделали на первом автосборочном заводе «Гудок Октября» в Канавине (Нижний Новгород).
При этом надо отдать должное советским инженерам. Они внесли немало изменений в конструкцию машины.
Изначально это был Ford-AA. Однако собранные в СССР автомобили получили имя НАЗ-АА. А после того, как в 1932 году Нижний Новгород был переименован в Горький, поменялось и название марки. Так появился ГАЗ-АА (ГАЗ расшифровывается как Горьковский автомобильный завод).
Еще одно имя «Полуторки» — это ГАЗ-ММ. Его автомобиль получил в 1938 году, когда машина была модернизирована и получила более мощный двигатель: вместо 40 л. с. под капотом был агрегат на 50 л. с.
Кроме того, было множество модификаций, построенных на базе «полуторки»: самосвал, автобус и даже броневики.
Все знают, что прозвище «полуторка» машина получила, потому что могла перевозить груз массой 1,5 тонны. Хотя на самом деле автомобиль часто перегружали и везли на ней две и даже три тонны. Ресурса автомобилю это не прибавляло, но иногда во время войны не было другого выхода.
Но существовала и модификация грузовика, которая могла перевозить две тонны груза. Она называется ГАЗ-ААА. Главное ее отличие — сзади стояла не одна ось, а сразу две. И всего у такой машины было 10 колес. Проходимость и грузоподъемность у ГАЗ-ААА была гораздо лучше, чем у стандартной «Полуторки». Но из-за дополнительной оси и колес сильно страдала управляемость. Поэтому в 1943 году ее выпуск прекратили.
У «Полуторки», которая оснащалась двигателем мощностью 40 или 50 л. с., средний расход топлива был 20–25 литров. Бензин во время войны был в дефиците, поэтому автомобиль часто переделывали на другие виды топлива. Благодаря низкой степени сжатия мотор ГАЗ-АА мог работать на низкокачественном топливе: лигроине, керосине и даже смеси мазута с водой.
Существовала даже газогенераторная модификация ГАЗ-42, которую надо было топить дровами, торфом или углем. Такие машины оснащались печкой, которая превращала твердое топливо в газ.
«Полуторка», которую делали вплоть до 50-х годов прошлого века, была сконструирована еще в середине 20-х годов. Поэтому в ней было много технических решений, которые сейчас кажутся странными. Например, у этой машины нет бензонасоса. Топливо в двигатель поступало самотеком, а сам топливный бак был расположен выше мотора у лобового стекла.
А еще из-за дефицита аккумуляторов и ненадежных стартеров водители часто заводили двигатель вручную, используя кривошипную рукоятку — так называемый «кривой стартер». Мало того, в военных версиях ради экономии металла отказались даже от передних тормозов. Тормозная система оставалась только на задних колесах, что делало управление опасным, особенно на спусках.
Кстати, с 1941 года конструкцию грузовика максимально упростили. Металлическую кабину заменили на деревянный каркас, обтянутый брезентом, а позже — на цельнодеревянную. Двери отсутствовали: их заменяли свернутые тканевые полотна.
Крылья изготавливали из кровельного железа, фару оставили только одну (со стороны водителя), а откидными стали лишь задние борта кузовов.
Если сейчас вы увидите памятники «Катюше», то может сложиться впечатление, что такие ракетные установки делали на основе «Полуторки». Частично это правда — на газовские автомобили ставили реактивные установки БМ-13 (боевая машина со снарядами калибра 132 мм). Но не на ГАЗ-АА, а на трехосные ГАЗ-ААА. А первые же «Катюши» были сделаны на шасси более грузоподъемных ЗИСов.
Мало того: подавляющее большинство «Катюш» было построено на основе американского Studebaker US6. Они были надежнее, имели мощные двигатели и были более проходимыми. И именно «Катюши» на базе Studebaker принимали участие в том самом Параде Победы в 1945 году.
Минимальная норма хлеба в Ленинграде была 125 граммов на человека в сутки. И только благодаря военно-автомобильной трассе № 101, которая сейчас известна как «Дорога жизни», удалось не только сохранить, но и увеличить норму потребления в блокадном городе.
«Полуторки» были не единственными автомобилями, которые везли хлеб и оружие в Ленинград. Были и ЗИСы, и американские грузовики. По льду перевозили даже танки. Однако «Полуторки» были основным средством спасения города — благодаря своей небольшой массе эти грузовики с меньшей вероятностью могли провалиться под лед.
Наибольшие потери машин были в 1941 году. А потом в Ленинграде ученый Наум Рейнов придумал прибор — прогибограф. Он был нужен для вычисления колебаний льда. И оказалось, что при совпадении скорости машины и скорости волны подо льдом возникал эффект резонанса. В итоге лед трескался, а машины уходили под воду. Благодаря прогибографу стало понятно, что машина должна ехать не быстрее 35 км/ч.
Читайте также:
Сколько стоит доехать из Москвы до Выборга по платной трассе М-11 «Нева»
Как не убить «автомат»: 5 самых частых ошибок водителей
Составлен список автобрендов, которые скоро «умрут»
«Ниву» неожиданно обновили до спортверсии: чем еще удивит Lada в 2025-м