Москва, Пекин и Тегеран определили сроки первых совместных учений. О планах проведения тремя странами военно-морских манёвров глава департамента генштаба Вооружённых сил Ирана по международным вопросам Кадир Незами сообщил ещё в сентябре, заявив, что они состоятся до конца года. Теперь стало известно, что учения пройдут с 22 декабря 2019-го по 20 января 2020-го.

Контр-адмирал, командующий Военно-морскими силами Ирана Хоссейн Ханзади впервые заговорил о российско-иранских учениях ещё летом, но об участии Китая он не упоминал. Однако и эти планы на тот момент вызвали обеспокоенность на Западе. В первую очередь из-за заявленной локации — «в южных водах» Исламской Республики.

Ближний Восток, без сомнения, не нуждается в увеличении количества площадок, где разыгрываются шахматные партии, и, конечно, в регионе не нужно и увеличение числа игроков, — заявила тогда глава дипломатии Европейского союза Федерика Могерини.

После того как в конце сентября стало известно о переносе места и расширении будущих учений за счёт присоединения к ним КНР, глава МИД Ирана Мохаммад Джавад Зариф поспешил заверить: манёвры не являются враждебным актом по отношению к кому-либо. Ханзади в свою очередь подчёркивает: это демонстрация того, что все три страны достигли «значимой точки в своих отношениях». По словам контр-адмирала, в ходе совместных действий на севере Индийского океана Москва, Пекин и Тегеран намерены «отправить послание» миру.

Телеграм-канал NEWS.ru

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

Это сообщение о том, что безопасность на море должна отвечать интересам всех причастных стран. Мы не одобряем тот подход к безопасности, который обеспечивает выгоду лишь для одного государства и лишь на определённом отрезке времени, игнорируя при этом потребности других, — цитирует иранского военачальника портал The Washington Free Beacon.

Предварительный план будущих учений, как сообщается, был разработан два месяца назад. По словам главы МИД России Сергея Лаврова и Ханзади, основной задачей моряков будет отработка антитеррористических действий и борьбы с пиратами, а также обмен опытом по этим направлениям. Кроме того, как отметил в разговоре с News.ru военный аналитик Юрий Лямин, у манёвров есть, конечно, и не менее важный политический подтекст.

We can describe the upcoming exercises as a potent political gesture made by Russia and China to support Tehran and demonstrate that the pressure put by the United States does not shape the foreign policy of both states. The wargame should once again show that Moscow and Beijing are ready to develop relations with the Islamic Republic further and consider it a strategically important partner in the region, despite the attempts to isolate Iran made by Washington.

Юрий Лямин военный эксперт

Китайская пресса, в свою очередь, отмечает и проявляемую руководством КНР осторожность. Ещё в сентябре издание South China Morning Post со ссылкой на местных экспертов сообщило, что Пекин намерен послать на учения всего несколько кораблей из состава своей эскадры по борьбе с пиратством, которая уже несколько лет находится у побережья Сомали.

У Китая очень чёткая политика на ближневосточном направлении, подразумевающая невмешательство в конфликты между США и Ираном. Следовательно, единственный вариант для КНР — принять участие в учениях по безопасности, которые отличаются от обычных боевых манёвров, — цитирует SCMP пекинского военного аналитика Чжоу Чэньмина.

Однако, как отмечал ранее в комментарии News.ru, руководитель Центра исламских исследований Института инновационного развития Кирилл Семёнов, главной задачей Москвы на этих учениях является не поддержка Ирана, а демонстрация своей значимости перед США. В то же время такой шаг покажет, что все российско-иранские противоречия по Сирии носят на данном этапе характер тактических разногласий и в целом серьёзно не отражаются на двусторонних отношениях, которые не ограничиваются решением задач лишь на территории САР, заключал эксперт.

При этом, полагает Юрий Лямин, ожидать, что учения приведут к серьёзному обострению отношений их участников с Западом, вряд ли стоит. Само западное сообщество на данный момент расколото в плане отношения к иранской политике. Причина в первую очередь в позиции Соединённых Штатов, которые в прошлом году вышли из Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД, так называемая «ядерная сделка» Ирана и международных партнёров). Евросоюз же пока пытается сохранить действие этого соглашения, поскольку в противном случае у иранцев будут развязаны руки, и они вновь приступят к реализации своей ядерной программы. А с имеющимися у Тегерана ресурсами производство ядерного оружия займёт не больше года.