Сейм Польши (нижняя палата парламента страны) принял законопроект, предусматривающий уголовное наказание за публичные обвинения в адрес Польши в преступлениях, совершённых во время холокоста, в пособничестве нацистской Германии, военных преступлениях или преступлениях против человечности.
За документ о запрете пропаганды «бандеровской идеологии», как его назвал основатель правой партии Kukiz’15 (которая и предложила проект закона) панк-рокер Павел Кукиз, проголосовали 279 депутатов из 414, включая представителей консервативной партии «Право и справедливость».
Законопроект запрещает использовать словосочетание «польский лагерь смерти» при описании концлагерей, существовавших на территории оккупированной Польши. Как сообщает издание Do Rzeczy, любой гражданин страны, а также иностранец, нарушивший закон, будет приговорён к выплате штрафа или тюремному заключению сроком до трёх лет. Наказанию будут подвергнуты и те, кто попытается «сознательно преуменьшить ответственность истинных виновников этих преступлений».
Заместитель министра юстиции Польши Патрик Яки объяснил необходимость закона так: «Преступления германских нацистов приписывают полякам. До сих пор Польша не имела возможности бороться с такого рода оскорблениями в адрес польского народа».
Интересно, что депутаты сейма планировали приступить к рассмотрению законопроекта в ноябре 2017 года, но в последний момент документ был снят с повестки дня. По неофициальной версии, на такой шаг польские власти пошли, чтобы не осложнять отношения Киева и Варшавы накануне визита президента Польши Анджея Дуды на Украину, который состоялся в середине декабря прошлого года.
Киев отреагировал на голосование в сейме критично, но сдержанно — в заявлении МИД Украины говорится, что Польша продолжает политизировать «трагические страницы совместного исторического прошлого». В ведомстве отметили, что украинцы, как и поляки, пострадали от «тоталитарных режимов в годы Второй мировой войны», но принятый закон расценивается как попытка представить украинцев исключительно «преступными националистами» и «пособниками Третьего рейха».
Наиболее остро принятие законопроекта восприняли в Израиле. «Ни один закон не изменит историческую правду», — заявили в Министерстве иностранных дел Израиля, отметив, что просят правительство Польши внести в него соответствующие поправки. Премьер-министр Биньямин Нетаньяху написал в Twitter, что выступает категорически против документа. «Историю нельзя изменить, нельзя отрицать холокост», — подчеркнул он. Премьер распорядился, чтобы посол Израиля Анна Азари встретилась с премьер-министром Польши Матеушем Моравецким и разъяснила ему позицию Израиля по поводу принятых поправок.
Министр транспорта и разведки Израиля Исраэль Кац отметил, что накануне Международного дня памяти жертв холокоста (27 января) в Польше приняли закон, единственной целью которого является попытка польских властей уйти от исторической ответственности. Депутат Кнессета Ахмед Тиби предложил правительству Польши «быстро аннулировать постыдное решение».
Теперь законопроект должен быть одобрен сенатом и президентом Польши. Примечательно, что сначала канцелярия польского лидера — в ответ на критику решения сейма — заявила, что «распространение лжи о холокосте и преступлениях нацистов нужно преследовать и наказывать». Но затем Анджей Дуда пообещал проанализировать законопроект о запрете пропаганды так называемой бандеровской идеологии.
Во время Второй мировой войны Польша была оккупирована нацистской Германией. Потери составили 6 миллионов человек, в том числе 3 миллиона евреев, погибших в холокост в лагерях смерти, находившихся на территории Польши. Около 1,1 млн человек, большинство из которых евреи, погибли или были убиты в Освенциме, который был освобождён советскими войсками в 1945 году.
Политический обозреватель Девятого канала (Израиль) Йосеф Шагал, специально для News.ru:
— В Израиле всегда нервно и болезненно воспринимают всё, что связано с холокостом. Сегодня решение нижней палаты польского парламента — центральная тема, и уже звучат призывы охладить страсти, хотя повод для недовольства довольно серьёзный. Понятно, что любой политический эпизод ориентирован на электорат, и вокруг этой темы также ведётся электоральная игра. Анджей Дуда давно отмечал, что считает своей целью сделать всё, чтобы польский народ не ассоциировался с нацистами. Только вопрос — насколько это соответствует действительности и как такое решение, тесно связанное с польской внутренней политикой, будет воспринято за пределами страны?
Нас, евреев, часто упрекают, что мы излишне эмоционально относимся ко всему, что связано с холокостом, но в данном случае, на мой взгляд, такая реакция корректна. Первая часть закона с отрицанием формулировки «польские лагеря смерти» довольно расплывчатая. Вторая часть направлена на то, чтобы дистанцироваться от того, что происходило. Но участвовали ли в геноциде поляки? Конечно, участвовали! Еврейские погромы были и во время войны, и после, причём Польша практически единственная страна, которая не извинилась за это, в отличие, например, от Литвы.
Израильско-польские отношения находятся на довольно хорошем уровне, но дальнейшее одобрение этого закона, безусловно, на них отразится. Тем не менее есть надежда на то, что инцидент будет урегулирован. Пока на официальном уровне произошёл некий эмоциональный обмен. Возможно, Израиль отзовёт посла из Варшавы для консультаций, но после этого, когда эмоции остынут, законопроект, надеюсь, не будет одобрен сенатом и президентом. Но в случае, если он получит дальнейший ход, последствия будут серьёзными. Пока же мы видим превентивные меры для охлаждения эмоций.