29 сентября 2017 в 17:18

Испания в ожидании кризиса

1 октября власти Каталонии планируют провести референдум о независимости. Смогут ли каталонцы отделиться от Испании?

Фото: Wikipedia

1 октября не будет никакого референдума в Каталонии. Такое заявление 29 сентября сделал министр образования, культуры и спорта, официальный представитель правительства Испании Иньиго Мендес де Виго. Федеральная полиция заявила об изъятии около двух с половиной миллионов бюллетеней и ста избирательных урн, предназначенных для проведения референдума о выходе Каталонии из состава Испании. По сообщениям El Pais, в ответ на это неизвестные бросили в управление гражданской гвардии Испании в муниципалитете Игуалада недалеко от Барселоны горящий предмет.

Премьер-министр Испании Мариано Рахой отказался от участия в саммите ЕС в Таллине из-за проблем, связанных с готовящимся референдумом. Генпрокурор Испании не исключил ареста главы женералитата (регионального кабинета министров) Каталонии.

В свою очередь мэр Барселоны Ада Колау накануне на страницах издания The Guardian обратилась к Европейской комиссии с просьбой выступить посредником в противостоянии между Каталонией и Мадридом. Она обвинила испанские власти в том, что они позволили давней проблеме «перерасти из внутреннего спора в европейский конфликт». 21 сентября в десятках испанских городов прошли акции против запрета испанских властей на проведение в Каталонии референдума. По данным газеты Vanguardia, на митинге в Барселоне собралось до 40 тысяч человек.

Мадрид, руководствуясь основным законом и судебными решениями, намерен во что бы то ни стало не допустить проведения плебисцита. Центральные власти считают, что «региональщики» пытаются совершить государственный переворот, проводя плебисцит. Поэтому с пятницы-субботы здания образовательных учреждений, где традиционно располагаются избирательные участки, будут опечатаны. Испания развёртывает подкрепления из тысяч дополнительных полицейских в этом регионе. Им приказано пресекать любые попытки установки урн для голосования в пределах 100 метров от школ и колледжей. Источники в Гражданской гвардии предупредили, что полиция остановит любого, кто попытается перетащить урны в другое место. C 20 сентября в Каталонии начались обыски и задержания чиновников, поддерживающих референдум.

Ряд экспертов считают, что власти Испании не пойдут на силовое решение избавления от референдума просто потому, что по законодательству страны региональные структуры безопасности подотчётны Национальной гвардии и другим структурам. То есть в случае чего муниципальные структуры не окажут противодействия центральным властям и делегированным от них отрядам «федералов». Однако ситуация накаляется с каждым днём. Начальник полиции автономии Жозеп Льюис Траперо прямо заявил, что опасается беспорядков и столкновений с желающими проголосовать. «Их невозможно будет остановить без применения силы», — отметил он.

В Каталонии не обошлось и без «российского следа». Газета El Pais со ссылкой на Гражданскую гвардию Испании сообщила, что хакеры из России помогают властям автономии поддерживать сайт о референдуме. Посол Российской Федерации в Испании Юрий Корчагин заявил, что испанская газета El Pais пытается обвинить российские СМИ в необъективном освещении ситуации и найти в ней «руку Кремля», что не соответствует действительности.


Доцент кафедры интеграционных процессов МГИМО Александр Тэвдой-Бурмули, специально для News.ru:

— Сейчас вероятность силового сценария в Каталонии несколько возросла по сравнению с тем, что было месяц назад. Поведение Мадрида предполагает возможность осуществления силовых действий — идут аресты, и здания занимаются испанскими силовиками. Это уже часть силового сценария. Вопрос в том, насколько далеко может зайти эскалация.

Всё будет зависеть от того, сумеют ли в установленные сроки сепаратисты провести референдум, а если и смогут, то какой будет результат. Тем более что сам факт организации голосования выглядит довольно сомнительным просто потому, что избирательные участки опечатываются.

Возможно, что в установленный срок каталонцы-регионалисты не смогут провести референдум и получат возможность под благовидным предлогом его отсрочить. Тем самым они сохранят лицо, и это будет означать деэскалацию, потому что на самом деле и Мадрид здесь играет в очень опасную игру. Я не думаю, что он готов доводить эскалацию до масштабного применения силы. Но если референдум будет проведён и даст желательные для сепаратистов показатели (а по опросам, за отделение готовы проголосовать пока лишь около 40 процентов респондентов), то это будет означать новый раунд эскалации. Каталонцы могут в такой ситуации объявить о независимости, и перед Мадридом встанет вопрос: как на это реагировать? Пока его поведение просчитать невозможно, но, скорее всего, он будет проводить силовые мероприятия.

Но даже если референдума не будет, то каталонцы, которые сейчас заявляют об исключительно мирной кампании против испанских властей, необязательно выполнят свои обещания. Они вообще могут выпустить всё это из-под контроля, учитывая специфику региона. Поэтому мы можем предполагать, что в ряде случаев ситуация может обостриться, но пока никто не понимает, чем тогда дело закончится.


Ведущий научный сотрудник Института проблем международной безопасности РАН, доцент факультета мировой политики МГУ имени М.В. Ломоносова Алексей Фененко в интервью News.ru не исключил, что события в Каталонии могут закончиться жёстким кризисом испанской политической системы:

— Для кризиса есть несколько условий. Во-первых, проблема взаимоотношений центральных властей и автономии оттягивалась десятилетиями, и Мадрид никакого внятного решения до сих пор не предлагает. Во-вторых, Каталония в принципе выступает уже сложившимся протогосударством. И если допустить, что Мадрид попытается применить силовой сценарий, то на территории страны возникнет вооружённый конфликт, который обернётся крахом идеи о том, что Евросоюз, впрочем, как и НАТО, — это зона мира.

Антон Мардасов
Антон Мардасов