Итак, чем нам интересны эти выборы? Начнем с того, что переизбираться будут не столько губернаторы, выигравшие прежние избирательные баталии, сколько так называемые врио — одиннадцать ставленников непосредственно президента, назначенные в течение прошлого года ради оживления, прежде всего, экономики регионов.
Кандидаты президента
Фактически непопулярные фигуры, потерявшие доверие населения, не оправдавшие его надежд, были заранее смещены для того, чтобы не было бессмысленной потери времени. А новые люди, в основном чуть старше сорока лет, имели время познакомиться с проблемами и начать исправлять ситуацию.
Естественно, эти «люди Путина» априори имеют значительное преимущество перед остальными кандидатами, поскольку, во-первых, имели возможность заявить о себе, а во-вторых, не успели примелькаться, погрязнуть в местных разборках. И в то же время имели все шансы выстроить отношения с местными элитами, что немаловажно.
Весьма характерно, что на этот раз были «отправлены на периферию» несколько ещё недавно фигур федерального масштаба. И это знак особого доверия к регионам: в частности, бывший глава судебных приставов Парфенчиков возглавил Карелию, один из творцов «калужского чуда» Любимов отправился поднимать Рязанскую область.
А недавний глава департамента экономического развития правительства Москвы Решетников должен распространить столичный опыт на Пермь. С начала нулевых, «командировок» Шанцева в Нижний Новгород, а Меня в Иваново Москва не делилась своими кадрами.
Всего зафиксировано 103 кандидата, представляющих 24 политические партии. Особняком среди всех претендентов стоит не сменяемый аж с 1993 года губернатор Белгородской области Евгений Савченко. Кстати, этого политического мастодонта неоднократно приглашали в Центр, в частности — возглавить Министерство сельского хозяйства. Но он остался верен своему краю. И в общем-то, никто не сомневается в его очередном переизбрании.
Скандал — не всегда реклама
Кстати, накануне старта отборочной кампании было много сомнений: мол, партии будут неохотно выдвигать своих кандидатов. Во-первых, прошлые массовые перевыборы совпали с переизбранием Госдумы, а потому партии вели сразу несколько кампаний. Ну, а во-вторых, позиции «Единой России» в провинции и так были сильны, а после президентских рокировок еще больше укрепились. Новые лица вызывают дополнительный интерес.
Но, как мы видим, партии оценили ценность самого политического процесса, а заодно и пользу прохождения муниципального фильтра, предусматривающего сбор подписей депутатов районных и муниципальных. Если ещё недавно оппозиция в основном заявляла, что такой фильтр — досадное препятствие на пути к полностью свободным выборам, то на этот раз оппозиционные кандидаты загодя (некоторые — за год) нашли время объехать все местные собрания и советы. Выступить, изложить свои программы, а заодно просто познакомиться с политическим активов всех уровней. В результате многие легко собрали подписи, необходимые для выдвижения, включая ярославского кандидата от небезызвестного ПАРНАСа.
Исключение составил хорошо в свое время раскрученный екатеринбуржец Ройзман. который долго клял пресловутый фильтр, не пустивший его, дескать, на выборы. Однако потом выяснилось, что он даже не открыл необходимый для кандидата счет в банке. То есть всерьез участвовать в губернаторском марафоне не собирался. Да и от раздутого скандала вряд ли что-то выиграл.
В целом от этой губернаторской волны вряд ли стоит ждать сенсаций и неожиданных побед, как в прошлый раз было в Иркутской области, где нежданно-негаданно кандидат от «Единой России» уступил коммунисту.
Впрочем, в такой предсказуемости есть традиционно и доля вины самой оппозиции, различные течения которой пока нигде и никогда не могут между собой договориться ради выдвижения, например, единого кандидата.