«Аморальный» премьер говорит с Эрдоганом по-волчьи
Как не спутать вопросы нацбезопасности с провоцирующим радикализм популизмом

В священный для мусульман месяц Рамадан крайне правое правительство Австрии по соображениям «национальной безопасности» закрывает семь мечетей и высылает 60 имамов. По заявлению властей, их решение направлено на борьбу с «политическим исламом» и иностранным финансированием религиозных групп. Лидер входящей в правящую коалицию правопопулистской Партии свободы, вице-канцлер Хайнц-Кристиан Штрахе назвал это решение «первым важным и необходимым шагом в правильном направлении» и многообещающее добавил — «это только начало».

По словам премьер-министра Себастьяна Курца, прекратит свою деятельность турецкая националистическая мечеть в Вене, которой управляют ультраправые «Серые волки». Также будет ликвидирована группа под названием «Арабская религиозная община», которая управляет шестью, как отмечают австрийские СМИ, салафитскими мечетями — три находятся в Вене, две на северо-западе страны и одна на юге. Организации нарушают принятый в 2015 году закон, запрещающий религиозным общинам получать финансирование из-за границы, пояснил министр внутренних дел Герберт Кикль. Мечети закрыты из-за подозрений в экстремизме, заявил министр культуры Австрии Гернот Блюмель.
Ранее в апреле Блюмель распространил заявление, в котором потребовал от официального представительства мусульман в стране — созданного в 1912 году Исламской религиозной общины Австрии (IGGÖ) — разъяснить всю ситуацию со скандалом вокруг венской мечети. Тогда в соцсетях были распространены скандальные фотографии, на которых были изображены дети в военной форме с турецкими флагами, изображающие битву в Первой мировой войне, а также почести, оказываемые павшим солдатам.

Решение властей получило двоякую оценку: один лагерь считает решение австрийских властей необходимым шагом в борьбе с радикальным религиозным экстремизмом. Так, соцопросы показывают, что 58% австрийцев уверены, что местные мусульмане «радикализируются». Согласно докладу Международного центра по борьбе с терроризмом 2016 года, около 230–300 австрийских мусульман покинули страну, чтобы сражаться в джихадистских группах в Сирии. Другой лагерь считает данный шаг примером националистической исламофобии, которая характеризует нынешний австрийский политический климат, отмечает Vox.
40 высылаемых имамов официально состоят в Турецко-исламском союзе культурного и социального сотрудничества в Австрии (ATIB), который объединяет более 60 общин и около 100 тысяч человек. В Австрии проживает примерно 600 тысяч мусульман: 360 тысяч человек — турецкого происхождения, 117 тысяч — турецких граждан.
Официальный представитель президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана Ибрагим Калын назвал шаг австрийских властей одним «из последствий антиисламской волны расизма и дискриминации в этой стране». Сам Эрдоган ранее заявлял, что «у этого аморального премьера конфликт с нами».

Представитель ATIB Эрзой Ясар считает, что таким шагом власти сами провоцируют возникновение параллельных обществ: «Ведь как возникают параллельные общества? В результате политики исключения. А нам нужна политика единения. Чтобы независимо от зарубежного влияния мы смогли бы завоевать этих людей — мигрантов-мусульман и их последующие поколения, интегрировать их в австрийское общество».
Эксперт по исламской культуре Венского университета Томас Шмидингер считает, что решение закрыть мечети и выслать имамов наоборот играет на руку президенту Эрдогану, который получит ещё большую поддержку. «Я не верю, что с турецким правым экстремизмом можно успешно справиться, просто запретив его», — цитирует Euronews слова Шмидингера.
В Австрии свобода религии в значительной степени закреплена в конституции страны. Закон 2015 года требует от всех имамов говорить на немецком языке, запрещает иностранное финансирование мечетей и других религиозных учреждений и в целом стремится продвигать то, что власти официально называют «Исламом европейского характера». В том, чтобы быть набожным мусульманином и гордым австрийцем, нет противоречия, замечал министр Блюмель.
Учитывая, что ключевые австрийские руководители представляют популистские платформы, довольно трудно определить, где заканчиваются проблемы национальной безопасности и начинаются мотивированные политикой решения, которые лишь усиливают напряжённость между мусульманским и немусульманским населением, пишет Vox.

Традиционный для многих стран образовательный вакуум, который зачастую заполняют противоречивые имамы, и маргинализация мусульманских общин для свободолюбивой и недовольной молодёжи зачастую способствуют радикализации и делают именно её привлекательным вариантом.
Не способствуют мирным взаимоотношениям и некоторые заявления молодого премьера Австрии. Например, что боснийки и албанки, выходящие на улицы Боснии и Косово в никабах, делают это за деньги Саудовской Аравии и Турции. В то же время ислам в Австрии имеет давнюю историю, относящуюся к 1525 году, когда османские султаны пытались вторгнуться в Австрийскую империю. Хотя эти попытки потерпели неудачу, ислам значительно повлиял на австрийскую культуру. Кроме того, в стране независимо от официального исламского религиозного органа традиционно действовали центры при иностранной поддержке. Так, один из первых исламских центров Австралии появился в 1968 году, причём его попечительский совет был сформирован под председательством посла Египта в Австрии.
Исламофобия и «правый поворот» не столько сохраняет «европейскую идентичность», сколько играет на руку радикалам и террористам, которые успешно используют тезисы о «врагах мусульман» в своей пропаганде. В последние годы в Австрии увеличилось число антимусульманских кампаний, организованных правыми экстремистами и неонацистами. Невыверенные популистские меры популистских властей провоцируют конфронтацию при всех известных проблемах европейских обществ.