20 марта 2018 в 08:39

Toro Rosso: лаборатория на колёсах

Перед стартом очередного чемпионата «Формулы-1» News.ru продолжает серию публикаций, посвящённых итогам выступлений команд и пилотов в 2017 году

Фото: TASS/PA Images/ James Moy

От Toro Rosso не ждут рекордов, она и задумывалась как кузница гоночных кадров для Red Bull. И последние годы можно назвать, мягко говоря, неудачными для формульной программы австрийского производителя энергетических напитков. Координатору этого проекта доктору Хельмуту Марко оказалось практически некого сажать за руль. Нет, пилоты были и есть в обеих командах, конечно, но молодой поросли, способной выступать за Toro Rosso, не наблюдалось последние два года.

Кадры не решают ничего

Макс Ферстаппен Макс Ферстаппен Фото: Global Look Press/ZUMAPRESS.com/Hoch Zwei

К успехам Марко и сотоварищам можно отнести приобретение несколько лет назад Макса Ферстаппена, появление которого обернулось фактическим крахом карьеры в «Формуле-1» для Даниила Квята. До 2016 года дела россиянина шли только в гору, и даже тот чемпионат начался хоть и не очень ровно, но вполне боевито. Сход в Австралии из-за отказавшей электрики, седьмое место в Бахрейне, бронза в Китае, но затем глупая ошибка на домашней гонке в Сочи, закончившаяся выносом с трассы Ferrari Себастьяна Феттеля, лавина критики и понижение до Toro Rosso.

Об истинных причинах такой рокировки с Ферстаппеном правду могут рассказать руководители команды, но они никогда не подтвердят, что воспользовались сочинской ошибкой Даниила с целью сохранения в своём проекте голландского вундеркинда.

В первой же гонке за Red Bull в Барселоне тот, как известно, вообще схватил за хвост синюю птицу счастья, когда боровшиеся за титул Нико Росберг и Льюис Хэмилтон убрались с трассы на первом же круге, подарив Максу первую победу в карьере. Это окончательно убедило Марко в правильности выбора.

Макс Ферстаппен после победы в Испании Макс Ферстаппен после победы в Испании Фото: Global Look Press/mago sportfotodienst

Было ли такое отношение к Квяту справедливым? Нет. «Формула-1» — очень жёсткий бизнес, где не прощают ошибок, но даже тут многим пилотам дают возможность вырасти, преодолеть первый серьёзный стресс. Да, Квят был на тот момент не первый год за рулём болида, но он попал в команду с чемпионскими амбициями, не подкреплёнными на тот момент объективными возможностями. Двигатель Renault просто не позволял бороться на равных с Ferrari и Mercedes. Тем не менее россиянин боролся, причём неплохо, в том числе и со своим главным соперником — напарником по Red Bull Даниэлем Риккардо, которого в 2015 году он вообще обошёл в чемпионате по очкам. Годом ранее австралиец сделал то же самое с четырёхкратным чемпионом мира Себастьяном Феттелем.

Так что всё, что происходило после Гран-при России 2016 года, можно было назвать началом конца Квята в качестве боевого пилота «Формулы-1». В многочисленных интервью доктор Марко рассказывает, что команда пыталась помочь Даниилу как могла, но он так и не смог вернуть уверенность за рулём и прежнюю скорость. Как итог — досрочное увольнение в прошлом сезоне.

Даниил прекрасно понимал, что в системе Red Bull у него больше нет перспектив и уход из команды — вопрос времени. Естественно, это не добавляло уверенности на трассе, но отстранение во время чемпионата, судя по всему, стало даже для него неожиданностью.

Даниил Квят Даниил Квят Фото: Global Look Press/ZUMAPRESS.com/Hoch Zwei

Квята заменили молодым Пьером Гасли. Француз несколько лет имеет поддержку Red Bull и в 2016 году выиграл серию GP2, но Марко посчитал, что отдавать место Квята в 2017 году ему рановато, и отправил набираться опыта из Европы на другой конец света, в Японию. Там Пьер с ходу почти сумел выиграть престижную и очень конкурентную серию Super Formula. К последней гонке он отставал от лидера всего на пол-очка, но финальный этап был отменён из-за плохой погоды. Тем не менее этого хватило, чтобы убедить куратора гоночной программы австрийского концерна в готовности выступать на высшем уровне.

В итоге Даниила посадили на скамейку запасных перед Гран-при Малайзии, после чего дали проехать этап в США, который он завершил в очках, а затем окончательно уволили. Судя по всему, реальное понимание того, что терять больше нечего, надо выходить на трассу и показывать всё, на что способен, к россиянину пришло лишь перед американской гонкой. Потому что с учётом формы команды он выжал в той ситуации всё, что мог. Проблема в том, что его напарник Карлос Сайнс делал это в каждой гонке, хотя тоже поначалу пережил немало неприятных моментов, в том числе и связанных с Даниилом. В своё время именно россиянина взяли в Toro Rosso из серии GP3, где он соперничал как раз с испанцем. Но тот стиснул зубы, добился своего и продолжает это делать.

Болид команды Toro Rosso под управлением Брендона Хартли Болид команды Toro Rosso под управлением Брендона Хартли Фото: Global Look Press/ZUMAPRESS.com/Robert Szaniszlo

Одновременно с перипетиями Даниила команда вынужденно провела ещё одну кадровую перестановку. Red Bull пришлось отдать в аренду Renault Сайнса. Кандидатура на замену испанцу выглядела достаточно странно. Команда, имеющая свою программу поддержки молодых пилотов, не смогла оперативно найти никого подходящего из числа своих воспитанников в младших сериях, после чего пригласила Брендона Хартли. Ирония в том, что несколько лет назад новозеландец был отчислен из формульной «молодёжки» австрийцев, после чего нашёл себя в гонках на выносливость. В прошлом году он в составе команды Porsche стал победителем легендарного суточного марафона «24 часа Ле-Мана» и всего чемпионата мира FIA WEC. Но гонщику уже 28 лет, и его появление в команде, позиционируемой как молодёжная, выглядит, мягко говоря, странно. Хельмут Марко объясняет это тем, что у разных пилотов разное время для созревания. И если семь лет назад, когда его отчисляли, Брендон не был готов к «Формуле-1», то сейчас ситуация совсем иная.

Брендон Хартли Брендон Хартли Фото: Global Look Press/ZUMAPRESS.com/Hoch Zwei

Так это или нет, узнаем совсем скоро. По гонкам, проведённым в конце прошлого чемпионата, судить о скорости Хартли, да и Гасли тоже, рановато. Дело в том, что к ноябрю Toro Rosso испытывала проблемы с надёжностью гибридных установок Renault: к финальным этапам просто не осталось компонентов моторов, которые можно было заменить без штрафов. В итоге гонки они проводили в качестве статистов, получая большие штрафы за смену двигателя.

Да, Брендон и Пьер смогли привыкнуть к работе в рамках жёсткого прессинга F1, изучить различные процедуры, характерные для этой серии, но от них вряд ли можно ожидать многого в стартующем в эти выходные сезоне.

Во-первых, на машине особо не «разгуляешься», во-вторых, у обоих почти отсутствует опыт выступлений в F1. И если Гасли имеет перспективы в будущем для перехода в Red Bull, то Хартли уже не очень похож на молодого пилота. Скорее всего, новозеландца в будущем заменят на очередное юное дарование, выступающее сейчас при поддержке австрийского концерна в младших сериях. Если оно появится в обозримой перспективе.

Подопытные

Фото: Global Look Press/ZUMAPRESS.com/Marcelo Chello

В этом году на Toro Rosso возложена ещё одна крайне важная задача: команда станет полигоном для оценки перспектив сотрудничества старшей команды с Honda. У японцев не сложились отношения с McLaren, но те не захотели покидать «Формулу-1» с позором и смогли договориться о поставке двигателей для Toro Rosso. Есть надежда, что полоса невезения для производителя закончится и его детище сможет сравняться по мощности и надёжности хотя бы с Renault. Потому что у Red Bull есть свои проблемы с французами: команда слишком много в недавнем прошлом критиковала поставщика моторов, что тому ожидаемо не понравилось, и отношения остаются натянутыми до сих пор. Если «хондовцы» смогут подтянуться, не исключён в будущем переход на эти гибридные двигатели и Red Bull.

По крайней мере, в команде уже заинтересовались: на завершившихся предсезонных тестах японский двигатель отработал хорошо. Во всяком случае, в плане надёжности. О скорости машины Toro Rosso судить пока рано, но по сравнению с прошлыми тремя годами, когда хондовские движки на болидах McLaren ломались на тестах беспрестанно, ситуация кардинально изменилась.

Фото: Global Look Press/ZUMAPRESS.com/Eric Alonso

Надёжность — это базис для работы над повышением скоростных качеств. Тем не менее, с учётом улучшения ситуации в заводской команде Renault, Toro Rosso вряд ли удастся навязать конкуренцию французам, которым они лишь в конце сезона отдали шестую позицию в Кубке конструкторов. Опять же, McLaren, несмотря на проблемы на тестах из-за слишком радикального дизайна моторного кожуха, что сказалось на температурном режиме работы двигателя Renault и его надёжности, должен существенно улучшить свою форму. Тёмной лошадкой остаётся Sauber, но и швейцарская команда начинает постепенно восстанавливать свои позиции благодаря поддержке Ferrari. Борьба за попадание в очки обещает быть острой.

Виктор Мельников
Виктор Мельников