Топ-менеджеры крупнейших китайских поставщиков газа спрогнозировали ослабление спроса на российское топливо в краткосрочной перспективе. В расчётах указывается показатель роста спроса на данную категорию импорта в 2020 году всего на 10%. С чем связан этот прогноз и как он коррелируется с реальными потребностями Поднебесной в плане сотрудничества с Россией, прежде всего, по ресурсам топливно-энергетического комплекса, — в материале News.ru.


Китайские аналитики недвусмысленно указали на реальность избыточного предложения от российской стороны. Такое положение фиксируется впервые после 2016 года. Тем более оно сейчас несколько путает карты «Газпрома», когда буквально через месяц, на декабрь текущего года намечен запуск нового мощного газопровода «Сила Сибири», возведённого, собственно, главным образом для экспорта газа для китайских потребителей.

По этой магистрали в Китай запланированы поставки 38 млрд кубометров газа в год (величина выхода на проектную мощность к 2024 году).

Заместитель генерального руководителя газовой компании Unipec Дин Хуэй, взяв слово на Международном нефтегазовом торговом конгрессе в Шанхае, сообщил о дисбалансе между спросом на российский газ в КНР и предложением от Москвы. Так, объём излишнего, не востребованного рынком предложения, может достигнуть, согласно этим расчётам, 344,6 млрд кубометров.

Напомним, «Газпром» начал строить газопровод «Сила Сибири» в мае 2014 года. Ранее Россия и Китай подписали контракт на поставку голубого топлива. Договор заключён на 30 лет. В конце октября, кстати, «Газпром» уже завершил заполнение трубопровода газом. Таким образом, линейный отрезок «Силы Сибири» полностью подготовлен к началу поставок газа в Поднебесную.

В апреле 2018 года стало известно, что «Газпром» повысил оценку стоимости строительства магистрали «Сила Сибири» до 1,1 трлн рублей (с НДС) с первоначально заявленных 800 млрд рублей (в ценах 2011 года). Была представлена, в частности, новая оценка стоимости Амурского ГПЗ. Первоначально она равнялась 670 млрд рублей, позже возросла до 791 млрд рублей, в настоящее время данный показатель составляет уже 950 млрд рублей. Хотя ещё в марте 2018 года российский газовый гигант опровергал сведения о подорожании возведения трубопровода.

Важно понимать, что строительство «Силы Сибири» началось до резкого падения курса рубля. Весь объём работ, включая прокладку газопровода и техническую модернизацию инфраструктуры восточносибирских месторождений, «Газпром» оценивал в $55 млрд. В июне текущего года стало известно, что общая затратность проекта вырастет до $60–70 млрд. Что касается договора с КНР, то денежный эквивалент заключённого соглашения оценивается в пределах $400 млрд на весь срок его действия.

gazprom.ru

Не способствует благоприятному фону «Силы Сибири» и датированное октябрём 2019 года обнаружение в Синьцзяне (Таримская впадина Синьцзян-Уйгурского автономного района) газового месторождения с потенциалом более 100 млрд кубометров (115,3 млрд кубометров природного газа и 21,66 млн т газоконденсата). Как заявил заместитель генерального директора компании Unipec Тянь Цзюнь, на этом месторождении уже удалось выйти на уровень добычи 418,2 тысячи кубометров природного газа и 115,15 кубометров газоконденсата в день.

Между тем президент Института энергетики и финансов Владимир Фейгин не видит для российской экономики в целом, и в том числе для топливно-энергетического комплекса, никаких угроз в связи с публикацией Unipec данных о снижении потребностей Китая в российском газе.

Разница в значениях 9,5% (рост предложения) и 9,3% (рост спроса) — это довольно незначительные колебания рынка, полагает эксперт, которые вряд ли могут свидетельствовать о коренном изменении партнёрских отношений между двумя странами. Тем более, все международные соглашения, — в том числе и по «Силе Сибири», — остаются в силе, и можно рассчитывать, что уже через год после начала поставок по этому газопроводу спрос на российское топливо в Китае будет только расти. А маленький спад в потребностях КНР в нашем газе — это сейчас своего рода «затишье перед бурей».

Как полагает Фейгин, у нашего соседа, несмотря на его нынешнюю экономическую мощь, на самом деле не так широк охват в выборе своих импортёров по ТЭК. Так что пренебрегать сотрудничеством с Москвой в Пекине вряд ли будут. Достаточно только напомнить, что общая (и сухопутная, и морская, и озёрная) протяжённость границы между нашими странами составляет более 4209 км.

Поэтому неудивительно, что китайцам выгодно и, если угодно, то всегда будет удобно получать топливный импорт с территории РФ. Одним из поставщиков нефти в Китай является Австралия, но получать от этой страны топливо затратнее, чем из России. Поставки чёрного золота по морю составляют совсем другую картину с точки зрения надёжности транспортировки. Тот же принцип работает и на примере ближневосточной нефти для КНР. Поэтому в этом контексте они пристально смотрят только в северном направлении — то есть на нас.

Владимир Фейгин

президент Института энергетики и финансов

Самое интересное — в нашем канале Яндекс.Дзен