Европа запуталась в газовых путях
А «Газпром» замахнулся на третий «Северный поток»

Потребности европейских стран в поступающем извне природном газе со временем будут только расти, с учётом наметившейся тенденции к сокращению Европой собственной добычи. И с этой точки зрения дешёвый российский газ остаётся вне конкуренции, особенно с учётом того, что «Газпром» берёт на себя основные расходы по доставке голубого топлива в Старый Свет. Интересы Европы и России в этом вопросе полностью совпадают, но, к сожалению, экономическая выгода в последнее время всё чаще отходит на второй план перед лицом большой политики.
В расширении сотрудничества европейцев с Россией в газовой сфере менее всего заинтересованы США, которые всё чаще с помощью рычагов политического давления пытаются решать свои экономические проблемы. Поэтому для Штатов противодействие строительству альтернативных путей доставки газа из РФ в Европу — это не только и не столько инструмент нагнетания общего давления на Кремль, сколько конкурентная борьба за европейский рынок.
Американский сжиженный природный газ (СПГ) пока востребован лишь в странах Латинской Америки и Азии. Для Европы он слишком дорогой. В этих условиях американцы всячески стараются сохранить украинский транзит российского топлива, чтобы «карманные» власти Незалежной в любой момент могли, по приказу своих кураторов, «обеспечить» ненадёжность поставок из РФ.
Европейцы же с примкнувшей к ним Турцией пытаются усидеть на двух стульях: соблюсти свои экономические интересы и при этом не разозлить американского дядюшку. Поэтому строительство «Северного потока — 2», так же как и строительство «Турецкого потока» по дну Чёрного моря, продвигается медленно и со скрипом, вводя Россию в лице «Газпрома» в дополнительные расходы.
Лишь бы мимо Украины
На фоне постоянных газовых конфликтов с украинскими властями «Газпром» уже много лет мечтает о спокойной трубе, которая позволяла бы без головной боли перекачивать весь необходимый объём газа из российских недр прямиком в топку европейских потребителей. И, перефразируя слоган самой компании, эти мечты потихоньку сбываются.
Первый газопровод в обход Украины — «Северный поток — 1» мощностью 55 млрд кубометров газа в год — был построен в 2010–2012 годах и прошёл по дну Балтийского моря к берегам Германии. Однако этого газопровода было явно недостаточно, чтобы отказаться от украинского транзита. Поэтому «Газпром» в 2017 году начал строительство параллельного «Северного потока — 2» аналогичной мощности. Эта труба, согласно плану, должна начать работу уже в конце 2019 года.

Кроме того, российский газовый монополист не оставляет попытки обойти Украину с юга. Первоначально это был международный проект «Южный поток», который должен был привести российский газ через Чёрное море в болгарский порт Варна. Однако от этого проекта пришлось отказаться: в 2014 году в связи с украинским кризисом Соединённые Штаты через Еврокомиссию заставили болгарские власти заблокировать строительство.
В этой связи Россия в 2015 году договорилась с Турцией о строительстве так называемого «Турецкого потока» мощностью 31,5 млрд кубометров газа в год. Судьба этого проекта также складывалась непросто. Так, работа над ним останавливалась в конце 2015 года в связи с уничтожением турецкими ВВС российского Су-24. В дальнейшем, когда отношения с Турцией вновь стали налаживаться, стороны вернулись к работе над проектом, и на данный момент уже проложено более 50% от общей протяжённости морского участка по двум ниткам газопровода.
Газ любит троицу
Но «Газпром» не намерен останавливаться на достигнутом. Газа, как уже добытого, так и ещё не добытого, у российского монополиста более чем достаточно, поэтому он готов удовлетворить весь имеющийся спрос. В этой связи впервые прозвучала информация о возможности строительства ещё одного, третьего по счёту «Северного потока».
Накануне заместитель председателя правления «Газпрома» Александр Медведев в интервью телеканалу «Россия 24» заявил, что в случае, если Европа заявит потребность в дополнительных объёмах газа, «Газпром» готов построить дополнительные газопроводы, например, «Северный поток — 3».
«Мы поставим газа Европе столько, сколько будет необходимо. У нас есть подтверждённые запасы, мы строим новые транспортные маршруты», — сказал Александр Медведев.
Поводом для такого высказывания могло стать сокращение добычи газа в Европе, в том числе на крупнейшем европейском газовом месторождении Гронинген в Нидерландах. Закрытие очередных атомных станций и постепенный отказ европейцев от использования угля в качестве топлива также говорят за то, что ещё один газопровод в перспективе может оказаться востребованным.

Топ-менеджер «Газпрома» в очередной раз подтвердил, что поставка газа в Европу по северному коридору и далее по «Северным потокам» выгоднее для «Газпрома», чем поставка по центральному коридору через Украину. Украинский транзит Медведев сравнил с раздолбанной старой дорогой, где, к тому же, на тебя могут напасть разбойники. Он также отметил, что текущий контракт по транзиту через Украину, действующий до конца 2019 года, не будет продлён ни при каких обстоятельствах, даже если «Солнце и Луна поменяются местами».
В свою очередь «Нафтогаз Украины» не остался в долгу, в своей ироничной манере назвав возможную реализацию «Газпромом» проекта «Северный поток — 3» «новым видом спорта по укладке ненужных труб». При этом представители «Нафтогаза» заявляли, что прекращение транзита газа через украинскую территорию может иметь не только экономические последствия для Украины, но и геополитические последствия для всего мира. Так, глава «Нафтогаза» Андрей Коболев ранее говорил, что избавившись от необходимости транспортировать газ через украинскую систему, Россия сможет начать полномасштабную военную операцию, вплоть до оккупации Украины.
В конце недели (27 апреля) «Газпром» объявит финансовые результаты за четвёртый квартал 2017 года, а также проведёт телеконференцию для инвесторов, где ожидается новая информация по газовому спору с Украиной и перспективам транзита газа. Также могут быть новости по «Северному потоку — 2» и «Турецкому потоку».
Экспортные рекорды «Газпрома»
Между тем на фоне растущего спроса российский газовый монополист с каждым годом наращивает поставки на мировые рынки. И это немудрено, ведь российский газ остаётся наиболее конкурентоспособным по цене для потребителей. Несмотря на противодействие со стороны Америки, доля российского газа на рынке ЕС растёт. В 2017 году она приблизилась к 35% против 33% годом ранее.
При этом доля «Газпрома» в европейском импорте, по словам Александра Медведева, превысила 60% и снижаться уже не будет. Основной прирост импорта российского газа пришёлся как раз на те страны, для поставок в которые строятся «Северный поток — 2» и «Турецкий поток».
В целом за 2017 год российская компания поставила в дальнее зарубежье рекордные 194,4 млрд кубометров газа, что на 8,4% превысило предыдущий максимум, достигнутый в 2016 году. По оценке Александра Медведева, в 2020 году показатель экспорта преодолеет отметку в 200 млрд кубических метров по мере запуска новых газопроводов в Европу и Китай.
На данный момент крупнейшим европейским клиентом «Газпрома» остаётся Германия, которая импортировала в прошлом году рекордные 53,4 млрд кубометров газа. Именно немцы наиболее активно сопротивляются попыткам США сорвать строительство нового трубопровода. Так, Германия первой из заинтересованных стран выдала «Газпрому» полный комплект разрешений на строительство второго «Северного потока».
Алексей Калачёв, эксперт-аналитик АО «Финам»:
![]()
— Вероятность начала строительства третьего «Северного потока» сегодня очень невелика. «Газпром» уже сейчас располагает транспортными мощностями, способными обеспечить европейский спрос на газ. После запуска «Северного потока — 2» и второй нитки «Турецкого потока» эти возможности станут избыточными, если только российская газовая монополия не откажется полностью от украинского транзита.
С другой стороны, Европейский союз настаивает на сохранении украинского транзита. Одновременно с этим ЕС озабочен диверсификацией маршрутов и источников газа, конкурирующих с «Газпромом», что является элементом обеспечения энергетической безопасности Европы.
Собственно говоря, несмотря на большие подвижки в реализации проектов «Северный поток — 2» и «Турецкий поток», их судьба до конца ещё не ясна. По первой нитке «Турецкого потока», предназначенной для удовлетворения потребностей Турции, нет вопросов. Строительство морской части близко к завершению. Но доведение второй ветки через Турцию до Европы ещё предстоит согласовывать с европейскими странами.
Строительство «Северного потока — 2» уже почти согласовано, но его дальнейшая эксплуатация может столкнуться с ограничениями, накладываемыми Третьим энергопакетом ЕС. Среди будущих проблем — требование обеспечить доступ к газопроводу альтернативных поставщиков, а также весьма вероятное требование отделения транспортировки газа от его добычи, то есть передача эксплуатации газопровода независимой компании. «Газпром» с последним пока не готов согласиться.
Алексей Гривач, замглавы Фонда национальной энергетической безопасности:
![]()
— Вполне возможно, что третий «Северный поток» и понадобится, если Европа примет решение отказаться от использования угля. Нынешние же потребности покроют второй «Северный поток» и «Турецкий поток». По «Северному потоку — 2» завершается процесс выдачи разрешений, после чего начнётся строительство морской части трубы. «Турецкий поток» уже строится: в ближайшие дни будет закончена первая нитка, а вся система заработает в 2019 году. Правда, и в том и в другом случае американцы будут пытаться мешать.