В Банке России придумали способ, как отвадить банки от продажи людям одних финансовых продуктов или услуг под видом других (мисселинг). Для борьбы с умышленным обманом в ЦБ рекомендуют страховщикам, брокерам и другим некредитным финансовым организациям (НФО), а также саморегулируемым организациям (СРО) разработать специальные сценарии (скрипты) взаимодействия с потребителями. Соответствующее информационное письмо опубликовано на сайте регулятора.

Но поскольку банки не входят в СРО некредитных финансовых организаций, хотя зачастую выступают посредниками при продажах финансовых продуктов, в частности страховых, в ЦБ отдельно рекомендуют банкам также руководствоваться утверждёнными СРО скриптами.

НФО может разработать свои сценарии, не дожидаясь, когда скрипты разработают в СРО, но при этом страховщикам и другим участникам финрынка придётся утверждать собственные скрипты в СРО, следует из текста письма.

В сценариях НФО и СРО должны максимально полно информировать людей о том или ином финансовом продукте, уточняется в письме. Мисселинг широко распространён в Европе, но набирает «популярность» и в России, рассказывал в начале октября этого года руководитель службы Банка России по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Михаил Мамута. Тогда же он сообщал, что в ЦБ разрабатывают механизм, который бы дестимулировал банки от мисселинга.

Число жалоб, связанных с ИСЖ, выросло с начала года вдвое, оценивали в конце октября в Центробанке. 90% проблем с точки зрения потребителя вызваны мисселингом, уточнял Мамута. Причина в том, что владелец продукта (страховщик) ставит задачу продавцу (банку) продавать продукт, а банк на уровне своих сторонников распоряжается: «продавать активно, много».