Министр природных ресурсов и экологии Российской Федерации Дмитрий Кобылкин в рамках Международного арктического форума в Санкт-Петербурге в эксклюзивном интервью News.ru рассказал о том, как промышленники борются за экологию в Арктике, а также об очистке региона от мусора.
— В обществе высказывается много опасений по поводу разработки нефти и газа в Арктике. Ускорит ли это изменение климата?
— Мы сделаем всё возможное, чтобы этого не произошло. Политика президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина полностью говорит о том, что перед промышленниками должна стоять наука. Наука первична, первичны стационары научные. Мы именно так сегодня развиваем наши новые проекты. Один из них — это «Ямал-СПГ», о котором мы сегодня говорили. На мой взгляд, это образцово показательный [проект], потому что наблюдателями здесь выступают не только представители российской науки. Со стороны CNPS (Китайская национальная нефтегазовая корпорация), участников Китая, участников европейских, со стороны Total (французская нефтегазовая компания), международное сообщество — все смотрят за тем, чтобы экологические требования были максимально соблюдены.
— Какие гарантии с точки зрения экологии дают компании?
— Гарантии... Какие гарантии могут дать компании? Компании головой отвечают за то, чтобы технологии, выбранные ими, соответствовали наилучшим, наилучшим экологическим требованиям. Это вот самая главная наша задача — проследить как государство за этим.
— Очень много говорили о том, что из Арктики давно не вывозились отходы. Как эта проблема решается сейчас?
— На сегодняшний день программа работает. Работает, на мой взгляд, успешно. Речь идёт о металлоломе. Очень тяжело собирать его. Первоначальные сроки реализации этих проектов учитывали наличие техники, но техника может работать только в зимний период времени. В летний период времени — только практически ручной труд. Поэтому сроки очистки островов немного продлеваются. Но в общем тренд положительный, есть очень хорошая программа у субъектов Российской Федерации, которые находятся в Арктической зоне, помимо федеральных программ. И, конечно же, нефтегазовые компании многое делают для этого.
— А что касается твёрдых бытовых отходов?
— Бытовые отходы — это отдельная тема для Арктики. Мы понимаем, что нужны новые варианты, связанные, скорее всего, с плазменной утилизацией этого мусора. В будущем мы планируем создавать такие контейнеры передвижные, которые будут производить не только тепло, но и электроэнергию.