09 марта 2018 в 10:16

Тайны «Моны Лизы»

Главная картина мира отправится в международное турне, её ждут и в Москве

Фото: Global Look Press/ZUMAPRESS.com/Roberto E. Rosales

«Мона Лиза» Леонардо да Винчи с очень большой вероятностью окажется в Москве, в Государственном музее имени Пушкина. Министр культуры Франции заявила, что картина будет выставлена в других странах, директор музея Пушкина ведёт переговоры о показе картины в России. Это сенсация — «Мона Лиза» почти не выезжала из Лувра. В 1963 году она была показана в США, в 1974-м — в Японии и СССР, и в музей Пушкина невозможно было попасть.

Впереди ещё больший ажиотаж: посещаемость московских музеев постоянно растёт, билетами на «Мону Лизу» лучше озаботиться загодя. Это самая знаменитая картина мира, в ней спрятано множество появившихся со временем смыслов, искусствоведы, писатели и философы до сих пор пытаются её разгадать и заново прочесть.

Леонардо начал работать над картиной в 1503 году и не расставался с ней до конца жизни. Так говорит самая распространённая версия. По другой — «Мону Лизу» унаследовал его ученик, ассистент и любовник Салаи. Он продал картину королю Франции Франциску I за астрономическую сумму в 4 тысячи золотых, и с тех пор она находится в Лувре. Современники высоко ценили «Мону Лизу», но со временем её слава потускнела.

Это произошло одновременно с тем, как меркли краски прежде необычайно яркой картины. Леонардо с ними экспериментировал и прогадал, со временем цвет «Моны Лизы» стал меняться.

Долгое время она не считалась главным украшением Лувра: король Франциск держал её в своей бане, и это было почётным местом, но потом о ней вспоминали нечасто. Слава картины росла одновременно со связанными с ней событиями: сперва Наполеон повесил её в своей спальне, и о «Моне Лизе» заговорили. Но феноменальная, оглушительная известность пришла к ней после похищения 1911 года, когда её украл работник Лувра Винченцо Перуджа. Картины не было на месте три с лишним года, по подозрению в краже задержали и посадили поэта Аполлинера, полиция присматривалась к Пикассо. А массовые газеты постоянно об этом писали: история точно соответствовала их формату, тема не приедалась. В них печатались репродукции, вскоре «Мону Лизу» мог представить каждый европеец. Так она стала массовым хитом, народной любовью. Но ещё раньше картина покорила интеллектуалов.

Фото: Global Look Press/ZUMAPRESS.com/Chinafotopress

Каждая эпоха открывала в ней что-то своё: в век романтизма завораживала её красота, символистов пленяла загадочная улыбка. Русскому писателю Мережковскому Мона Лиза казалась страшной, его пугали холодные, не сочетающиеся с улыбкой глаза. В этой картине, безусловно, есть тайна, не зря Леонардо не отдал её заказчику, а держал при себе. Портрет Лизы Герардини, жены флорентийского торговца шёлком Франческо дель Джокондо, покоряет своей недосказанностью, тем, что он не говорит зрителю ничего окончательного. Но с ним может быть связана и вполне реальная, настоящая тайна. Всех версий не перечесть — но вот самые расхожие.

Говорили, что на самом деле на картине изображён любовник Леонардо Джан Джакомо Капротти да Орено по прозвищу Салаи, привороживший его на всю жизнь юный воришка, из которого он сделал художника. Изображения Салаи и в самом деле похожи на женщину с картины, такой поступок был бы в духе любившего загадки Леонардо.

По самой экзотической из версий, на картине изображена мать Леонардо. Её сторонники находят, что Лиза Герардини похожа на китаянку, они уверяют, что мать художника была китайской рабыней, которую купил его отец. Одновременно это и самая недостоверная версия.

Фото: Global Look Press/ZUMAPRESS.com/Ringo Chiu

Самая любопытная версия сводится к тому, что на картине изображена женщина-даун. Загадочная улыбка Лизы Герардини на самом деле говорит о слабоумии, её лицо асимметрично, а правая половина тела парализована. Опровергнуть эту версию невозможно, мы ничего не знаем о психическом и физическом здоровье жены флорентийского торговца шёлком.

По наиболее естественной версии, позировавшая Леонардо Лиза Герардини была беременна.

Мону Лизу поливали кислотой, бросали в неё камнем и глиняной чашкой, поливали краской из баллончика. Кислота и камень повредили картину, от других повреждений её спасло пуленепробиваемое стекло.

От вандалов не отставали и художники-авангардисты: дадаист Марсель Дюшан нарисовал Мону Лизу с усами, Сальвадор Дали изобразил в образе Лизы Герардини самого себя, а английский андерграундный художник стрит-арта Бэнкси порадовал публику Моной Лизой с голой задницей.

За этой картиной тянется гигантский шлейф тайн, интерпретаций и художественных трактовок, в известном смысле она — ключ ко всей европейской культуре. Поэтому билетами на её показ лучше будет озаботиться загодя — иначе вы в Государственный музей имени Пушкина не попадёте.

Алексей Филиппов
Алексей Филиппов