Депутаты южнокорейского парламента со второй попытки вынесли импичмент президенту Юн Сок Ёлю. Это произошло после того, как на сторону оппозиции перешли 12 членов пропрезидентской партии. Импичмент еще должен утвердить Конституционный суд. Впрочем, эксперты убеждены, что судьба Юн Сок Ёля предрешена. Что происходит в Южной Корее, как на ситуацию могут повлиять США и стоит ли ждать нападения со стороны КНДР в условиях политической турбулентности, в интервью NEWS.ru рассказал профессор Университета Кунмин в Сеуле Андрей Ланьков.
Будет ли импичмент
— Формально ставить точку в деле Юна рано: импичмент должен быть утвержден Конституционным судом, в котором сейчас нет необходимого количества судей. Каковы шансы, что Юн Сок Ёлю удастся удержаться?
— Вынесение решения об импичменте почти неизбежно. Выходка Юн Сок Ёля вызвала неодобрение не только у оппозиции, но и у подавляющего большинства сторонников его собственной право-консервативной партии «Сила народа». Значительная часть членов партии выступили за импичмент президента отчасти по принципиальным, но отчасти по карьерным соображениям. Надо иметь в виду, что в нынешних условиях, учитывая непопулярность Юн Сок Ёля, у парламентариев его партии, проголосовавших против него, существенно возрастают шансы на получение голосов от избирателей Ёля.
— Насколько велик риск того, что президент вновь попытается ввести военное положение?
— Нет, такого риска не существует вообще. Причем об этом позаботилась не столько оппозиция, сколько правящая партия, которая фактически лишила президента значительной части его полномочий еще до импичмента. Если учесть и то, что южнокорейские военные в последние дни клялись в том, что они никогда не покусятся на демократию, то понятно, что шансов на успех у второго приказа еще меньше, чем у первого.
Напоминаю, что военное положение провалилось в том числе и потому, что южнокорейская армия сама впала в ступор от такого приказа и исполнять его не спешила.

— Выборы президента в Южной Корее по плану состоятся только в 2027 году. Насколько реально, что Юн Сок Ёль доживет до них в статусе главы государства?
— Шансы реализации такого сценария близки к нулю. Даже его однопартийцы считают, что ему надо уходить. Считается, что уйти он должен не в результате импичмента, а по собственному желанию. Тем не менее в ближайшее время его президентский срок закончится.
— Бывший глава Минобороны Южной Кореи Ким Ён Хён пытался покончить с собой после ареста. Насколько серьезное наказание его может ждать? Какие опасения могли вынудить его попытаться совершить суицид?
— Опыт показал, что за подобные выходки в Южной Корее сначала выносят суровый приговор, а потом очень быстро освобождают по амнистии. Поэтому, скорее всего, Ким Ён Хён в ближайшее время будет отдан под суд, признан виновным в мятеже и попытке свержения конституционного строя. После этого он получит большой тюремный срок. Однако вряд ли он проведет в тюрьме больше пары лет. Его отпустят по амнистии, и он отправится писать мемуары и выступать на собраниях ультраправых отставников, доказывая, что в стране на всех постах сидят коммунисты и китайские шпионы.

Как изменятся отношения с Россией
— Как изменятся отношения России и Южной Кореи при новой администрации?
— До проведения президентских выборов никаких серьезных изменений в отношениях Москвы и Сеула не произойдет, потому что корабль корейской политики будет идти на автопилоте прежним курсом, никто из чиновников не возьмет на себя ответственность за серьезные изменения политики в отношении любого партнера.
После выборов к власти придет оппозиция, которая занимает менее проамериканскую позицию, чем правящая партия. В рядах оппозиции есть много бывших руководителей студенческого движения, которые когда-то скандировали Yankee, go home! («Янки, убирайтесь домой!») и поджигали американский флаг. Через некоторое время они, конечно, пересмотрели свою позицию и теперь не ставят под сомнение необходимость военно-политического союза с США и ориентации на Вашингтон. Но рвение, с которым они собираются проводить эту политику, будет существенно ниже, чем у уходящей администрации. Поэтому произойдет некое улучшение в отношениях Москвы и Сеула.
Хотя и прежняя администрация вела себя в отношениях с Россией довольно осторожно. С Москвой там ссориться не хотят, отчасти потому, что РФ является хоть и второстепенным, но заметным рынком. Кроме того, отношение Южной Кореи к России традиционно позитивное, как бы парадоксально это ни звучало. В вопросе украинского кризиса они всегда занимали отчужденную позицию, так как это не их война.
Вмешаются ли США в ситуацию в Южной Корее
— По вашему мнению, и нынешние власти в Сеуле, и оппозиция придерживаются проамериканских взглядов. Но будущая администрация Трампа планирует ввести серьезные пошлины на иностранные товары. Стоит ли ожидать охлаждения отношений США и Кореи?
— Охлаждение отношений между США и Южной Кореей произойдет. Случится это не только в результате действий избранного президента США Дональда Трампа, но и в результате того, что оппозиция менее проамериканская, чем нынешняя партия. Однако ухудшение, скорее всего, будет довольно слабым. Южная Корея останется близким союзником и партнером США. Просто при новой администрации будут периодически возникать конфликты с американскими властями по отдельным частным вопросам. Кроме того, новая администрация будет проявлять меньше рвения в деле выполнения желаний Вашингтона.
Тем не менее подавляющее большинство корейского политического класса уверено в том, что в данный момент альтернативы военно-политическому союзу США у Южной Кореи просто нет. Не стоит забывать и о том, что сама Южная Корея как страна была в принципе создана вокруг этого союза.

— Какие внешние силы могут помочь Южной Корее разрешить внутренний кризис? Есть ли у них шансы на успех?
— Единственная внешняя сила, которая может оказывать влияние на южнокорейскую политику, — это США. Но возможности Вашингтона ни в коем случае не следует преувеличивать. США большинством политической элиты воспринимаются как «старший брат», к советам которого нужно прислушиваться, но не более того. Возможности влиять на внутрикорейскую ситуацию нет в принципе. Более того, попытка Китая или Японии как-то надавить на Сеул с большой вероятностью вызовет обратную реакцию.
Китай, конечно, является крупнейшим внешнеполитическим торговым партнером и может использовать торговлю как инструмент шантажа. Однако и в данном случае крайне маловероятно, что такие попытки могут привести к успеху.
Вторгнется ли Ким Чен Ын в Южную Корею
— Вы упоминали, что в КНДР были очень удивлены произошедшей в Сеуле попыткой переворота. Если политический кризис в Южной Корее затянется, как Пхеньян может этим воспользоваться?
— Не стоит ожидать, что лидер КНДР Ким Чен Ын может отдать приказ нападения на Южную Корею. В Пхеньяне хотели, чтобы нынешняя оппозиция пришла к власти. Но там понимают, что ее приход к власти не очень сильно повлияет на межкорейские отношения. Причина заключается в санкционном режиме, который одобрен Советом Безопасности ООН и который Южная Корея нарушать не будет ни при каких обстоятельствах. Даже оппозиционное правительство не сможет оказать Северной Корее какую-либо политическую и материальную помощь.
Читайте также:
«С таким соседом»: Захарова объяснила, почему КНДР так волнует безопасность
«Спецназ КНДР уже под Курском»: что говорят в РФ, Северной Корее, на Западе
Какой Ким Чен Ын на самом деле, есть ли у КНДР ядерное оружие