Аналитики федерального управления планирования Вооружённых сил ФРГ рассмотрели шесть возможных сценариев, по которым будет развиваться Евросоюз к 2040 году. Наиболее пессимистичный сценарий предусматривает тотальный распад Евросоюза и, соответственно, видоизменение нынешнего мирового порядка. Об этом сообщил журнал Der Spiegel со ссылкой на тезисы секретного доклада «Стратегическая перспектива 2040», который был представлен главе бундесвера ещё в феврале этого года, но попал в руки журналистов только сейчас.
Отмечается, что после подготовки общего прогноза германская армия также разработает детальные военные планы на случай каждого из сценариев. По мнению авторов 102-страничного исследования, самый оптимистичный вариант предполагает процветание ЕС и распространение им своей культуры и влияния, а худший из сценариев — «множественные конфронтации». Пессимизм заключается в том, что расширение ЕС в значительной степени будет прекращено, ряд новых государств покинут союз, а Европа потеряет свою глобальную конкурентоспособность. При этом США будут двигаться к экономическому упадку и напрасно пытаться сопротивляться разрушению действующего миропорядка.
Другой сценарий предполагает заморозку европейской интеграции восточными странами ЕС в то время, как другие «примыкают к восточному блоку». Отмечается, что в настоящее время Германия выступает своеобразным защитником старого западного мира, что особенно важно в период президентства Дональда Трампа и агрессивной внешней политики США. Если договориться с Белым домом не получится, что вполне реально, то Европе придётся искать новых партнёров, так как оставаться в рамках собственного рынка в условиях изменения правил торговли Вашингтоном будет невозможно. В этой версии будущего два противодействующих блока, где восточный представлен Россией и Китаем, ведут торговлю между собой, однако всё дальше отдаляются друг от друга в политическом и культурном отношении. Конкурентная борьба за ресурсы возрастает, однако экономические связи пока ещё препятствуют развитию крупных военных конфликтов.
Ещё один сценарий предполагает рост экстремизма и поиск некоторыми партнёрами ЕС «специфического приближения к государственно-капиталистической модели России». Такой сценарий предполагает формирование нескольких крупных блоков внутри ЕС, при этом их направления развития будут серьёзно отличаться от мнения Брюсселя. Из-за затормозившейся глобализации Китай теряет вес, становится всё менее устойчивым и компенсирует это агрессивным внешним курсом. Россия, напротив, стабилизируется во внутренней политике за счёт высоких цен на сырьё, поэтому демонстрирует готовность к столкновениям во внешней политике. В ЕС возможен «конец европейской иллюзии», есть признаки отчуждения от США, а окружение Германии становится непредсказуемым и повышает риски в сфере безопасности государства.
Как отмечает Der Spiegel, до самого худшего сценария авторы исследования не дошли, но он должен предполагать прекращение деятельности НАТО и бундесвера.
— В ЕС популярны точки зрения, что случай Каталонии может стать «могильщиком» европейской идеи. «Отцы-основатели Европейского союза» — Робер Шуман и ещё шесть известных политиков — полагали, что Европе нужно убрать материальные основы конкуренции и сосредоточиться на решении своих проблем на наднациональном уровне в атмосфере взаимопомощи. Но сейчас мы наблюдаем деструктивные тенденции — усиление правых настроений, рост национализма, ксенофобии, сепаратизма, что блокирует действие евроинтеграции. В этом смысле каталонский прецедент, несмотря на то, что там вроде бы сейчас немного утихли страсти, — некий маркер того, что Евросоюз переживает фундаментальные трансформации. Центробежные силы, по сути, ведут к распаду интеграционной группировки, к её финалу.
— На ваш взгляд, такой кризис ведёт к распаду интеграционной группировки или всего лишь к реформам внутри ЕС?
— Здесь многое будет зависеть от двух фигур — от Эммануэля Макрона и Ангелы Меркель. Приход к власти молодого и энергичного французского политика сразу несколько оживил европейский ландшафт, и даже появились надежды, что правые силы потерпели поражение, а Макрон начнёт новый этап евроинтеграции. Европейцы также сильно рассчитывали на Меркель, но недавние парламентские выборы ослабили позиции её альянса ХДС/ХСС, и теперь уже Меркель придётся поддерживать Макрона, а не Макрону — Меркель. Но от этого тандема представителей двух ведущих стран ЕС зависят перспективы интеграционной группировки. Ведь сейчас мы также наблюдаем ослабление евроатлантических уз, когда новая администрация Белого дома смотрит на союзнические отношения как на бизнес-сделку: мол, платите 2% (натовский стандарт расходов на оборону каждой страны, входящей в альянс, — выделение на оборону 2% от ВВП. — News.ru), а мы посмотрим, как к вам относиться. При этом не секрет, что в политическом плане американская стратегия переносится в Азиатско-Тихоокеанский регион — как главный будущий центр экономики.
В итоге Европа переживает не лучшие времена не только из-за внутренних проблем и деструкции Евросоюза, но и даже евроатлантические отношения претерпевают серьёзные изменения. В этом смысле под большим вопросом судьба НАТО, поскольку союз утратил ту динамику, на которую рассчитывали её члены, и занялся внешними операциями — Ираком, Афганистаном, что вызвало недовольство малых стран, которые обеспокоены своим шатким положением в новых условиях. В такой обстановке важна проблема единства внутри ЕС, но она не получает дополнительных импульсов, наоборот — игроки пока не могут выработать повестку и совместно парировать новые угрозы и вызовы.