Казахстан предложил себя в качестве посредника в российско-украинском вооружённом противостоянии. Об этом во вторник, 1 марта, заявил президент Касым-Жомарт Токаев, призвав стороны «к нахождению общего языка за столом переговоров, достижению договорённостей и согласия». Двумя днями ранее с аналогичной инициативой выступила Турция — официальная Анкара напомнила, что «у нас крепкие отношения с обеими странами». Ни Москва, ни Киев пока не ответили на эти предложения, проведя в Белоруссии первый раунд прямых переговоров. Хватит ли у Турции и Казахстана посреднического потенциала в ситуации, когда конфликт между двумя странами только усугубляется, — в материале NEWS.ru.
Турция приглашала к себе президентов России и Украины для урегулирования противоречий ещё полтора месяца назад. Президент Реджеп Тайип Эрдоган в середине января нанёс визит в Киев, во время которого обсуждал с Владимиром Зеленским планируемую встречу с Владимиром Путиным в Стамбуле. Тогда возражений от лидеров двух стран не последовало. Эрдоган даже назвал примерную дату встречи: после поездки президента Путина в Китай на Олимпиаду. Но в начале февраля встреча не состоялась, а в конце месяца началась российская военная спецоперация на территории Украины.
Турецкие власти уверены, что в нынешних условиях актуальность трёхсторонних переговоров только возрастает. У Анкары больше шансов стать полноценным посредником между Москвой и Киевом, чем у других столиц, отметил в беседе с NEWS.ru израильский политический аналитик Саймон Ципис.
Несмотря на то что Казахстан граничит с Россией, с Украиной его связывает общая советская история, Турция в этом вопросе более эффективна, поскольку является членом НАТО. У Анкары есть прямой выход на людей, которые принимают решение в США и НАТО. При этом сама Украина даже не скрывает, что находится под внешним управлением Вашингтона и Брюсселя. Не будем забывать принцип, которым руководствуется НАТО, — кто не с нами, тот против нас, — заявил политолог.
Посреднические возможности Турции в данной ситуации велики, но по противоположной причине, высказал свою позицию в беседе с NEWS.ru турецкий эксперт-международник Онур Синан Гюзальтан. На его взгляд, роль Анкары в российско-украинском урегулировании повышается именно благодаря своей умеренной антизападной позиции.
Посредничество Турции может помешать Западу дестабилизировать ситуацию в черноморском регионе, использовать украинский народ в своих интересах. Агрессию США можно свести на нет через региональную инициативу. А Казахстан может помочь в этом Турции, поскольку у него хорошие связи с Россией и Украиной, — отметил турецкий эксперт.
Гюзальтан напомнил, что турецко-российское сотрудничество уже даёт положительные результаты на Кавказе и Ближнем Востоке. Пора использовать это сотрудничество и против западных провокаций в отношении России, заключил турецкий политолог.
Президент Эрдоган, как создаётся впечатление, ищет политические ситуации, в которых пытается выступить примирителем — это ему необходимо для повышения роли на международной арене, но он не намерен в данном случае учитывать интересы Москвы. Такое мнение в беседе с NEWS.ru высказал заместитель декана факультета мировой экономики и мировой политики НИУ «Высшая школа экономики» Aндрей Суздaльцев.
Вряд ли Москва согласиться на предложение Эрдогана — его позиция на постсоветском пространстве двойственная. Например, он не признаёт Крым российским. Турция заявила об исполнении положения Конвенции Монтрё, закрыв черноморские проливы якобы для всех, но мы понимаем, что главным образом для России. Наша военно-морская группировка находится в Сирии и нам эти проливы нужны. Мы должны понимать, что Анкара поддержит в данном случае Украину.
Андрей Суздальцев — замдекана факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ
Эксперты обратили внимание, что участники российско-украинских переговоров, начав диалог в Гомельской области, даже не ставили вопроса о посредниках. Для этого у сторон сейчас нет времени. Но, возможно, это сделано потому, что иной раз посредники осложняют процесс урегулирования, затягивая его в своих интересах. Другое дело — миротворческие инициативы, с которыми могли бы выступить одновременно Турция и Казахстан, остановив гибель людей. Для этого нужны не столько переговорные площадки, сколько политическая настойчивость и авторитет стран-миротворцев.