Страсти вокруг того, кому принадлежит власть в Саудовской Аравии, по-прежнему не утихают. Западная пресса продолжает находить всё новые и новые свидетельства растущих разногласий между, казалось бы, сильно больным королем Салманом и его сыном – Мохаммедом. По последним данным, кронпринц из-за своих провалов в области внешней и внутренней политики был лишен некоторых экономических полномочий. В качестве аргумента источники западной прессы приводят свидетельства, что наследника трона нет на важных мероприятиях уже две недели.
С очередной порцией откровений о жизни королевского двора выступила британская The Guardian. Источники издания заявили, что принц Мохаммед, по-видимому, отстранен от своих властных полномочий в сфере инвестиций и финансов. По данным газеты, король Салман делегировал ответственность в этой области одному из своих ближайших советников, члену правительства, который имеет гарвардское образование, Мусаиду Аль Айбану. Другим тревожным моментом стало то, что сам принц не появлялся на важных правительственных и дипломатических переговорах уже две недели. Так, наследник не удостоил своим вниманием встречу с министром иностранных дел России Сергеем Лавровым, в графике ближневосточного турне которого Саудовская Аравия была одним из важных пунктов. Более того, принц не стал встречаться с главой Всемирной организации здравоохранения, с ливанским премьер-министром, а также с главами индийской и китайской дипмиссий. Мохаммеда и раньше трудно было заподозрить в скрупулезном следовании букве протокола, однако сейчас его действия вызывают удивление у наблюдателей.
Преемник короля не посещает даже правительственные заседания. Одно из последних, как отмечают собеседники Guardian, было очень важным с точки зрения внутренних проблем королевства. Монарх был разочарован тем, что на встречу кабинета министров принц так и не потрудился прийти. Однако больше всего Салман был разгневан неважными показателями Саудовской Аравии в сфере инвестиций, которую наследник взялся курировать после концентрации власти в своих руках. Безусловно, королевство испытывало проблемы с приходом инвесторов и раньше, задолго до усиления позиций принца Мохаммеда, однако теперь ситуацию усугубил скандал вокруг смерти Джамаля Хашогги – саудовского журналиста, который был убит в консульстве королевства в Стамбуле. Предположения, что Эр-Рияд потеряет из-за этого инвесторов, появились вскоре после исчезновения Хашогги. На встрече с министрами монарх потребовал, чтобы все решения, связанные с инвестиционными потоками, в будущем согласовывались с ним лично.
Поводы для серьезного разлада в королевской семье обострились на фоне недавнего отъезда Салмана в Египет, где должен был состояться первый саммит Лиги арабских государств и ЕС. Во время отсутствия отца Мухаммед затеял кадровые перестановки: на пост главы саудовской дипмиссии в США была назначена принцесса Рима биндт Бандар, а брат кронпринца – Халед бин Салман – внезапно получил повышение и ушел в оборонное ведомство. Саудовский монарх, по словам знакомых с ситуацией источников, узнал об этом только из новостей. Сами же назначения были подписаны «заместителем короля», то есть наследным принцем. Тогда многие говорили, что подобную ситуацию трудно считать традиционной для протокола – обычно все указы Салман подписывает сам. Впрочем, в посольстве Саудовской Аравии в Вашингтоне журналистов поспешно заверили, что подпись заместителя ставится на указах тогда, когда король находится в отъезде.
Характерной чертой правления Мухаммеда стали то и дело появляющиеся сообщения о недовольстве саудовских правящих элит, которые, как сообщается, разгневаны чрезвычайно репрессивными мерами, курс на которые взял молодой правитель. Оппонентам принца не нравятся его очевидные попытки централизовать власть, приправленные борьбой с коррупционерами внутри страны, а также его нежелание делать что-либо в достижении мира в Йемене, где вооруженный конфликт уже привел к масштабному гуманитарному кризису. Весьма самонадеянно выглядели и усилия наследника в том, чтобы провести «чистки» в Национальной гвардии, которые едва не привели к разладу между королевским домом Аль Сауд с главами племен. Окончательно рассорить Мухаммеда с высшими эшелонами саудовской власти «помогло» убийство Джамаля Хашогги, которое дало старт кампании по дипломатической и экономической изоляции Саудовской Аравии. Скандал парализовал попытки восстановить и без того шаткую репутацию королевства в области прав человека.