В формате еженедельного пятничного брифинга журналисты международного отдела портала News.ru Антон Мардасов, Никита Голобоков, Ренат Абдуллин анализируют ключевые события в мире. А именно — переговоры президентов США и России Дональда Трампа и Владимира Путина в Осаке, очередное охлаждение отношений между Россией и Грузией, шаги Украины по прекращению конфликта в Донбассе и противостояние в Чешской Республике.
Антон Мардасов, редактор отдела международной политики
Суета никак не влияет на двусторонние отношения (разве только приводит к очередным «жёлтым» скандалам): президенты и премьеры встречаются «на полях» саммита фактически так же, как они встречаются в рамках двусторонних контактов, и зачастую участвуют в протокольных мероприятиях с пространной проблематикой, где на словах все со всем вроде бы согласны, но на деле — делают то, что нужно и что возможно. К примеру, одна из основных тем на повестке G20 в Осаке — климатический кризис, о котором говорят много, но в итоге принимающая сторона — Япония — наряду с Китаем и Индией за последние пять лет только увеличила субсидии в угольные электростанции.
«Токсичные» отношения Москвы с Вашингтоном с их увесистым бэкграундом, безусловно, сделали переговоры президентов Путина и Трампа основной встречей в рамках G20. Однозначный плюс — отсутствие необходимости проводить пресс-подход и комментировать состоявшуюся беседу при «понятых» — в присутствии делегаций с обеих сторон. Теперь подозревать Трампа в сговоре тяжелее, но из-за отсутствия каких-либо подробностей — возможно. Впрочем, теперь и Москву подозревают в сговоре и сделке с Вашингтоном — по Венесуэле (после того, как какая-то часть российских советников и специалистов покинули страну) и Сирии (на фоне оттеснения проиранских сил от операции в Идлибе и кадровых назначений в военной элите САР).
«Слив» кого-то — извечный вопрос внешней политики, но раз Москва и Вашингтон могут договариваться об этом при очевидном двояком отношении к своим непростым союзникам, разве это не показатель результативности российско-американских контактов? Пусть общей повестки нет, а есть лишь её фрагменты, но Москва и Вашингтон нуждаются в друг друге, хотя первая, очевидно, больше. Здесь должен быть смайлик.
Никита Голобоков, обозреватель отдела международной политики
В целом и без инцидента с российском депутатом «улица» Грузии была готова взорваться от любой искры — будь то строительство ГАС в Панкисском ущелье или гей-парад в столице. Настолько сильна усталость общества (как минимум её существенной части) от правящего класса и той политической модели, которую предложил Иванишвили и которая зашла в тупик. В этом смысле конфликт между Москвой и Тбилиси выглядит откровенно искусственным.
В российских госведомствах, курирующих постсоветское пространство, не могли не знать о созревших протестных настроениях в грузинском обществе, помноженных на территориальный вопрос Абхазии и Южной Осетии, но всё равно согласовали отправку российской делегации на сессию Межпарламентской ассамблеи православия. В итоге «антироссийский» вектор последних грузинских выступлений стал выпуклым, а Москва поспешила перевести стрелки на принимающую сторону.
Складывается впечатление, что Россия в очередной раз наступила на «внешнеполитические грабли». То есть снова столкнулась с последствиями привычки договариваться исключительно с представителями правящих элит бывших советских республик, игнорируя настроения «улицы» и любые другие политические силы в стране, а затем пожинать плоды. Другое дело, что непривычно быстрый ответ Кремля на реакцию грузин и очередная перепалка между Москвой и Тбилиси возымеет для России минимальный экономико-политический эффект, а скажется лишь на собравшихся отдохнуть в этой стране российских туристах и перевозчиках.
Ещё один проблемный сосед России — Украина — на уходящей неделе вдруг вспомнил про конфликт в Донбассе: киевские силовики вдруг согласовали и начали разведение сил на линии соприкосновения, хотя с 2016 года этот процесс регулярно срывался из-за провокаций. Вероятно, таким образом президент Зеленский стремится подкорректировать рейтинг за счёт избирателей, настроенных на прекращение вооружённого противостояния.
Если при Порошенко большинство украинских политиков стремилось заручиться поддержкой националистов и «сторонников войны», то теперь предвыборная кампания в Раду проходит под лозунгом борьбы за мир. Вопрос в том, насколько подобные демонстративные шаги способствуют реальному миру в Донбассе — обстрелы ДНР и ЛНР не прекращаются, несмотря на «миролюбивые» жесты Киева. Кроме того, частичное выполнение условий Минских соглашений может позволить властям Украины продолжать привычно блефовать — демонстрировать Западу готовность делать шаги навстречу и требовать аналогичных действий от Москвы, например, передачу украинским военным контроля над границей.
На этом фоне один из лидеров партии «Оппозиционная платформа — За жизнь» Виктор Медведчук в Минске встретился с главами ДНР и ЛНР и договорился о выдаче Киеву четырёх украинских пленных. Последняя инициатива — это очевидная попытка второй по популярности (если верить последним социологическим опросам) партии закрепить за собой имидж единственной пророссийской силы. Силы, которая также может гарантировать мир.
Ренат Абдуллин, обозреватель отдела международной политики
Впрочем, это не означает, что премьера ждёт безоблачное политическое будущее. Внутри правительства, отмечает агентство Reuters, намечается раскол. Члены входящей в правящую коалицию Чешской социал-демократической партии (ЧСДП), в частности, недовольны тем, что президент Милош Земан не позволяет им назначить нового министра культуры из своих рядов. Социал-демократы уже призвали премьера использовать законные методы для того, чтобы повлиять на решение главы государства. Однако, как известно, Бабиш и Земан давние соратники и поэтому вряд ли будут давить друг на друга.
На премьера давят и из-за границы. К концу года Еврокомиссия представит аудиторский отчёт, в предварительной версии которого указано, что Бабиш незаконно использовал субсидии от ЕС, переведя миллионы евро на счёт своей фирмы (данные об этом и стали причиной народных протестов). Сам политик подобные обвинения отвергает. Но если заявление от ЕК будет официальным, это может привести к тому, что от Чехии потребуют вернуть миллионы евро субсидий. Такой сценарий, конечно, не придётся по душе даже электорату Бабиша. Впрочем, как отмечают некоторые аналитики, у него всё равно останется запасной вариант — добровольно уйти с политической арены, выдвинув вместо себя «марионеточного» преемника, и руководить страной из-за кулис.