В Египте продолжаются совместные российско-египетские военные учения «Стрела дружбы — 2019». Они, как заявлено официально, продлятся до 7 ноября. Со стороны РФ в них участвуют расчёты Южного военного округа. В задачи военных обеих стран входит отработка противодействия массированным налётам условного противника. С 2016 года Россия и Египет уже неоднократно проводили совместные манёвры, в основном десантные, а вот двусторонние учения войск противовоздушной обороны (ПВО) происходят впервые. В этой связи «Стрела дружбы — 2019» выглядит как очередная попытка Москвы закрепиться в регионе — особенно на фоне нарастающего американо-египетского сотрудничества. Так ли это?
Ранее в этом же году в Рязанской области прошли трёхсторонние десантные учения России, Белоруссии и Египта «Защитники дружбы — 2019», в ходе которых военнослужащие стран-участниц отрабатывали противодействие террористам в случае возможного захвата аэродрома.
В «Стреле дружбы» задействованы российские зенитные ракетные системы «Тор-М2Э» и «Бук-М2Э», самоходные установки ЗСУ-24-3 «Шилка», а также переносные зенитные ракетные комплексы «Игла». Подобная техника — с модификациями — используется и Вооружёнными силами Египта.
Активность РФ на египетском направлении уже не первый год становится поводом для спекуляций относительно возможного создания российской военной базы в североафриканской стране. Два года назад Москва и Каир уже одобрили проект двустороннего соглашения о «порядке использования воздушного пространства и аэродромной инфраструктуры России и Египта». Он, впрочем, не подразумевал создание именно базы, но существенно расширял сотрудничество вооружённых сил обоих государств.
По мнению российских экспертов, Россия действительно заинтересована в своём военном присутствии в Египте — в частности, на базе Сиди-Баррани, располагающейся недалеко от границы с Ливией. В первую очередь, это дало бы возможность оперативного вмешательства в продолжающийся ливийский конфликт — как минимум для введения разведки.
Вместе с тем говорить о планах РФ по созданию базы на египетской территории пока рано, отметил в разговоре с News.ru докторант в области международных отношений в колледже Св. Антония Оксфордского университета Самуэль Рамани.
Хотя у Советского Союза действительно была база в Александрии, и исторические устремления восстановить статус великой державы, определяющие поведение России, безусловно, вдохновили бы некоторых националистов на воссоздание подобного рода плацдарма в регионе, я думаю, что слишком рано говорить о том, что у РФ есть реальные планы относительно базы в Египте.Российские военные объекты в Сирии обеспечивают достаточное прикрытие в Средиземном море, и я думаю, что возрождение амбиций эпохи Каддафи в восточной части Ливии, на Красном море и в Судане является более приоритетным для Москвы, чем египетское направление. Поэтому, полагаю, учения — это способ для России продемонстрировать свой статус и влияние. Они показывают, что Египет доверяет РФ как партнёру в сфере безопасности в то время, когда американо-египетские отношения укрепляются, а Трамп имеет прочные связи с ас-Сиси.
По мнению Самуэля Рамани, нынешние манёвры также отражают общие приоритеты безопасности, которые разделяют и члены министерств обороны в Ливии и Судане, а также — растущее сотрудничество в борьбе с терроризмом из-за неприятия руководства обеих стран к исламистским группам.
С точки зрения безопасности весной Россия и Египет подписали новый крупный контракт на поставку истребителей, — напоминает эксперт. — Поэтому учения, проверяющие возможности средств противовоздушной обороны и переносных зенитных ракетных комплексов, полезны, как и то, что мы видели в десантных учениях «Защитники дружбы». Часть использующегося сейчас оружия также была испытана и в 2018 году.
Учения «Стрела дружбы — 2019» начались 27 октября и продлятся до 7 ноября. Некоторые российские аналитики полагают, что укрепление военного сотрудничества Москвы и Каира приведёт не только к росту влияния РФ в регионе, но и к закупкам Египтом новых вооружений у России.