Иммиграционная лотерея: грин-карты, Трамп и терроризм

Мир 02 ноября, 2017 / 17:32

Власти США не приостанавливают программу визовой лотереи, а также не вносят в неё никаких изменений, несмотря на резкую критику в её отношении со стороны американского президента Дональда Трампа, заявили 2 ноября в Госдепартаменте США.

«В настоящее время не производится никаких изменений в программе „Разнообразие за счёт выдачи виз“, которая установлена законом», — цитирует ТАСС слова представителя ведомства.

Ранее президент США Дональд Трамп заявил о намерении немедленно начать работу с Конгрессом по отмене лотереи на получение иммиграционных виз (Green Card) и необходимости избавиться от «цепной миграции», при которой приезжие привозят в страну «целую семью, которая может являться чистым злом».



Причиной таких заявлений главы Соединённых Штатов стало недавнее нападение, которое произошло в Нью-Йорке. Как писал портал News.ru, 31 октября уроженец Узбекистана Сайфулло Саипов, разделяющий взгляды «Исламского государства» (организация запрещена в РФ), проехал несколько улиц по велосипедной дорожке, сбивая велосипедистов, а затем врезался в школьный автобус. Полиция задержала водителя. Погибли восемь человек, 15 пострадали. Как сообщило узбекское информагентство «Жахон», в 2010 году Саипов выиграл визовую лотерею Green Card и в том же году выехал в США. Последние несколько лет он жил в гражданском браке с уроженкой Узбекистана, также временно проживающей в США. «До выезда в США Саипов не привлекался к уголовной ответственности и в целом в поле зрения правоохранительных органов не попадал», — написало «Жахон».

Издание Vox пишет о том, что Трамп уже призывал к введению запрета на въезд в США граждан ряда мусульманских стран после стрельбы в калифорнийском городе Сан-Бернардино 2 декабря 2015 года и теперь, после теракта в районе Нижнего Манхэттена, он винит иммиграционную политику государства. Для закрытия лотерейной программы, запущенной в 1990 году, президенту потребуется одобрение Конгресса США.

Справедливости ради стоит заметить, что заявление Трампа по поводу отмены «зеленой лотереи» сделано не на посттравматической волне от теракта в центре Нью-Йорка.


Очки вместо лотереи

В начале августа президент США поддержал законопроект RAISE, инициированный республиканскими сенаторами Дэвидом Пердью и Томом Коттоном, который вместо розыгрыша видов на жительство Green Card предлагает создать систему выдачи рабочих виз, в рамках которой подающим будут присуждаться очки в зависимости от квалификации. В частности, высоко оцениваться будет знание английского языка. В то же время некоторые приоритеты миграционной политики, такие как переселение в США старших родственников уже проживающих в Америке, будут сняты.

Фото: TASS/AP/Damian Dovarganes

По некоторым оценкам, если документ будет окончательно принят, то это позволит снизить миграцию в Штаты на 41% в первый год и в два раза за десятилетие. Также законопроектом вдвое сокращается число принимаемых США беженцев и закрываются программы для стран с низким уровнем миграции. Как сообщается, Green Card позволяет более 50 тыс. человек в год получить вид на жительство и разрешение на работу в США.

В настоящее время американское внешнеполитическое ведомство, курирующее программу, проводит очередной этап этой лотереи — за 2019-й финансовый год. Приём заявок начался 18 октября, а завершиться должен 22 ноября. Право на участие имеют в том числе граждане Узбекистана и всех других бывших советских республик.


Знания и опыт

В октябре Белый дом призвал к ликвидации лотереи, в рамках которой разыгрываются иммиграционные визы. Многие иностранцы, принимающие участие в программе, «не имеют совершенно никаких связей с США, никаких особых навыков и ограниченное образование», говорилось в документе Белого дома. В нём также отмечалось, что эта лотерея «уязвима для мошенничеств» и что её реализация «дорогостояща и отнимает много времени у Госдепартамента США».

Но слухи об отмене лотереи возникают ежегодно, и у неё достаточно много противников в Конгрессе: они считают, что эта затея не только бессмысленна, поскольку подавляющее число иммигрантов не обеспечивают стране «приток нового опыта и культуры», но и представляет угрозу для безопасности страны. Будет ли она отменена при Трампе — пока не ясно.

Вообще Green Card — это неофициальное название Permanent Resident Card, документа, подтверждающего статус законного жителя США с правом на постоянное проживание, работу, свободный въезд и выезд из страны. База иммиграционного законодательства США — Immigration and Nationality Act, который был принят в 1952 году. В 1990 году в него были внесены очередные изменения, среди которых отмечалось, что начиная с 1994 года грин-карты должны выдаваться по результатам визовой лотереи. Для распределения выигрышей все страны формально делятся на шесть регионов: Африка, Азия, Европа, Северная Америка, Океания и Южная Америка, при этом сразу выбирается не 50 тысяч заявок, а почти 90 тысяч, чтобы гарантированно выдать положенное число грин-карт, ведь не все выигравшие смогут получить визу про тем или иным причинам.


Эксперт Российского института стратегических исследований Сергей Ермаков, специально для News.ru:

Между США и союзниками существует некое партнёрство на двусторонней и многосторонней основе, в рамках НАТО, Интерпола, Европола. Но здесь во многом бюрократические ограничения и недоверие препятствуют эффективной борьбе с терроризмом, а террористов-одиночек или ограниченную группу, но имеющую прямую связь с глобальными группировками, крайне тяжело вычислить. Когда человек садится в фургон и едет таранить толпу, то здесь, если не вмешается случай, уже мало что можно сделать.

Работа спецслужб строится на предотвращении терактов на стадии планирования, а вот здесь у США есть проблемы — несмотря на несомненные успехи антитеррористических спецслужб, американцы-политики продолжают использовать тему борьбы с терроризмом в соответствующих целях. И при таком подходе не исключены сбои, когда не помогают методы так называемого тотального контроля. Соединённые Штаты, несомненно, обладают огромными ресурсами для отслеживания и постановки эмигрантов на контроль, но задача настолько масштабная, что её решить просто-напросто невозможно. Грубо говоря, к каждому новому гражданину полицейского или агента ФБР не приставишь.

То есть чтобы иметь «профайл» на каждого человека, нужно либо ставить всех на учёт, что практически невозможно, либо кооперироваться в более глобальном международном масштабе.