Русалочьи песни, языческие заклинания, непристойные шутовские танцы — музыкальный конкурс «Евровидение» подтвердил имидж «главного балагана Европы». В этом году на шоу не хватало только бородатой женщины. Накануне в Ливерпуле, родине «Битлз», определились с финалистами, которые выступят 13 мая. Музыканты поделились на три группы — тех, кто пришел спеть о любви, сделать политическое заявление или просто подурачиться. К зрителям шоу хотел обратиться президент Украины Владимир Зеленский, но организаторы не разрешили ему это сделать. Самые яркие и скандальные моменты Евровидения-2023 — в материале NEWS.ru.
По итогам первого отбора в финал прошли Израиль, Молдавия, Норвегия, Португалия, Сербия, Финляндия, Хорватия, Чехия, Швейцария и Швеция. После второго полуфинала — Австрия, Албания, Армения, Бельгия, Кипр, Литва, Польша, Словения и Эстония. Единственная неевропейская страна в этом списке — Австралия. Австралийцы — давние фанаты Евровидения, там зрелище транслируется с 1974 года. Впервые Австралия приняла участие в конкурсе в 2015 году по случаю его 60-летия.
Автоматически в финале участвуют Германия, Испания, Италия, Франция, Британия — страны — основательницы конкурса, а также победитель прошлого года — Украина.
Из соображений безопасности организаторы отказались от идеи проводить шоу в Киеве. Поэтому Британия, которая в 2022 году заняла второе место, взяла на себя обязанности хозяйки Евровидения-2023 «от имени Украины».
Как сообщает Spiergel online, к конкурсантам и «миллионам зрителей» хотел обратиться по видеосвязи с приветственным словом президент Украины Владимир Зеленский. Однако организаторы выступили против.
«Просьба Зеленского, к сожалению, не может быть удовлетворена, потому что это противоречит правилам мероприятия, — цитирует издание представителя Европейского вещательного союза (EBC). — Одним из краеугольных камней конкурса является его неполитический характер. Этот принцип запрещает возможность политических или тому подобных деклараций в контексте конкурса».
В этом году на Евровидении много специальных гостей с Украины. Например, это прошлогодний победитель Кalush Orchestra, участница 2010 года Alyosha. Также, по сообщениям СМИ, в финале ожидается появление Андрея Данилко (Верки Сердючки).
Украинские конкурсанты этого года — электронная группа Tvorichi. Это необычный тандем украинца и нигерийца. Они споют песню Heart of Steel («Стальное сердце»). Музыканты сами говорили, что написали ее во время боев за «Азовсталь» в Мариуполе и посвятили «угрозе ядерной войны». Хотя правила Евровидения в принципе запрещают открытые политические высказывания, в этом году их немало.
В кулуарах Евровидения прозвучало предложение — вернуть Россию. Такую идею высказали участники от Германии — готик-метал-индастриал-группа Lord of the Lost, которую часто сравнивают с рокерами Rammstein (сами музыканты Lord of the Lost, выступающие в латексе и с макияжем, это сходство отрицают). Предложение прозвучало в их интервью порталу Deutsche Welle (немецкое издание, внесенное Минюстом РФ в список СМИ, выполняющих функции иноагента).
По словам вокалиста Криса Хармса, отстраненная от Евровидения Россия могла бы выступить под нейтральным флагом. И не только она. «Хорошая идея, — сказал Хармс. — Если бы мы принимали решения, то все страны выступали бы под нейтральным флагом и это был бы музыкальный конкурс без национальностей, потому что границы устанавливают люди».
В этом году в конкурсе появились два новшества. Первое — из голосования в полуфиналах исключили профессиональные жюри, так что решение принимали только зрители. Второе — впервые проголосовать смогли зрители из тех стран, которые не принимают участие в Евровидении.
Для этого нужно было всего лишь зарегистрироваться на сайте Европейского вещательного союза и скачать мобильное приложение. Казалось бы, и россияне могли получить возможность приобщиться к конкурсу в этом году. Но нет.
Как известно, голосование платное. Раньше достаточно было отправить СМС, а теперь требуется привязать к приложению EBC банковскую карту — разумеется, ту, что принимают в Европе. А значит, граждане РФ, чьи карты больше не обслуживают платежные системы Visa и Mastercard, проголосовать никак не могут.
Не было сомнений, что в финал выйдет Швеция. Певица Loreen — 39-летняя уроженка Стокгольма с марокканскими и берберскими корнями — считается главной претенденткой на победу. Она уже выигрывала Евровидение в 2012 году в Баку. Кстати, тогда она обошла наших «Бурановских бабушек», которые стали вторыми.
Новая песня шведки Tattoo — чистая лирика без примеси всякой идеологии и политики. «Я пройду сквозь огонь и воду, просто, чтобы быть с тобой, ты навечно со мной, как тату», — голосит афрошведка в образе первобытной Венеры с когтями героя «Россомахи».
Еще одна северная страна, которую называют фаворитом, это Финляндия. Главной декорацией песни Cha cha cha cлужит дощатая конструкция, подозрительно напоминающая финскую сауну. Из нее вылупляется горячий финский рэпер Kaarja с голым торсом и в кислотно-зеленом болеро с рукавами-воланами. Вслед за ним из деревянного куба выскакивает кордебалет в розовом, исполняющий зажигательную рубму.
Все мысли солиста — о выпивке в пятничный вечер после тяжелой трудовой недели. «Несколько „Пина колад“ позади, но моё лицо всё ещё серьёзно... Ча-ча-ча, второй глаз уже подбит, и речь становится невнятной», — с такими словами Kaarja садится верхом на артистов подтанцовки, въезжая на всех парах в галлюциногенный финский рай. Кажется, главный девиз финнов на этом Евровидении — не грузить зрителя и оторваться по полной.
Среди тех, кто по-настоящему взорвал зал, была эпатажная «шок-рок-группа» Let 3 из Хорватии. У себя на родине они не раз оказывались в центре скандалов. За перформанс голышом под открытым небом хорватских панков даже забирали в полицию.
На Евровидение они приехали с песней под названием Mama SC. Она вызывала бурю как восторгов, так и возмущений. Критики отмечают, что политические манифесты на конкурсе запрещены. С другой стороны, еще в Средневековье шутам на площадях позволялось то, что не позволялось обычным людям, в этом смысле Евровидение верно традиции. Вряд ли к откровенному бурлеску хорватов можно относиться серьезно.
Музыканты появляются в пародийных военных плащах и фуражках, с накладными усами в стиле фюрера, а к концу в шутовском угаре раздеваются до трусов. Они повторяют бессмысленные речевки про «Армагеддон», «крокодильского психопата» и некую «маму», которая то «купила трактор», то «поцеловала идиота». Кульминация — файер-шоу из муляжей ракет. Песня заявлена как «антивоенная сатира» и «манифест против диктатуры». При этом сами солисты заявили, что «никакую конкретно страну не имели в виду».
Певец Remo Forrer из нейтральной Швейцарии выступил с еще одной пацифистской песней Watergun о том, как водяные пистолеты превращаются в настоящее оружие.
Несколько стран выступили сплоченным феминистским фронтом. Среди них певица Alessandra из Норвегии с песней Queen of Kings («Королева королей»). Она обыгрывает образ сильной самостоятельной женщины, предстающей в образе шахматной черной королевы. Некоторые критики даже углядели тут скандинавский привет недавней коронации британских монархов.
Израильтянка Noa Kirel спела про силу «Единорога», ее девизом стал неологизм femininal — микс из слов «феминизм» и «феноменально». Эстонка Alika спела незатейливую песню Bridges о том, как ощутить себя «той, кто соединяет мир с помощью мостов».
А девушки из чешской группы Vesna вышли на сцену под песню My sister’s crown в образе русалок, держащих друг друга за длинные косы — символ женской силы и солидарности в житейских бурях. Кстати, это единственный номер, в котором выступает россиянка Олеся Очеповская. А соавтором песни выступила украинка Катерина Ватченко.
В противовес популярному тренду группа Albina & Familja Kelmedi из Албании исполнила гимн семье и традиционным ценностям под названием Duje.
Из общей колеи выбивается Австрия. Женский дуэт Teyа & Salena показал сатиру под названием Who the hell is Edgar? («Кто такой, черт возьми, Эдгар?»). И она вовсе не про женские страдания, а про муки творчества.
Лирический герой из современного креативного класса переживает, что не в состоянии сочинить ничего путного. «В моём теле поселился призрак, и он, по сути, лирик. Это Эдгар Аллан По... Может, кто-то знает, где сейчас Шекспир? Я хочу понять, что чувствовал он. Ты оформила авторские права? Где твой менеджер?» — вопрошают девушки. И завершают актуальным тезисом: «По крайней мере, за смешное платят классно».
С лирическими песнями в финал вышли исполнители из Армении (певица Brunette спела про поиски второй половинки в композиции Future Love) и Молдавии (Паша Парфений воспроизвел на сцене языческое действо под Луной на берегу Днестра).
Бельгиец Gustaph спел песенку Because of You в стиле старого доброго диско. Знойная блондинка в красном Mimicat из Португалии устроила микс из танцев кабаре и традиционных национальных песен фаду. Пела она, как и положено горячим южанам, про «корасау» — сердце.
В финале собрался целый клуб разбитых сердец. Киприот Andrew Lambrou представил страдания о неразделенной любви Break A Broken Heart. С ним конкурирует датский сладкоголосый юноша Reiley с композицией Breaking My Heart.
Словенцы призвали зрителей просто веселиться. Их группа Joker Out спела хит с философским названием Carpe Diem («Лови момент» на латыни). Все понятно из припева: «Мы будем танцевать всю ночь, любить друг друга и играть, как будто завтра нас уже не будет». Без эпатажа не обошлось. В запале солист лизнул микрофон, а утром перед второй репетицией раздавал в кулуарах средства контрацепции своей торговой марки. В общем, большой балаган под названием «Евровидение» продолжается.