Кто поведёт «жёлтые жилеты» против Макрона

Мир 03 декабря, 2018 / 20:08

Французы имеют колоссальный исторический опыт по части проведения революций, переворотов и беспорядков, поэтому неудивительно, что они ответили на «непопулярные меры» властей — рост цен на топливо — организованными акциями. Руководство страны оказалось в сложном положении: с одной стороны, четвёртая вспышка народного гнева обещает превзойти по своей ярости минувшую, с другой — если президент Макрон не сможет договориться с протестующими и решит подавить народное возмущение силой, он получит лишь радикализацию и политизацию социального движения. Этим немедленно воспользуется ультралевая и ультраправая оппозиция, которая уже играет на рекордно низком показателе одобрения французского лидера.

После воскресных стычек манифестантов с полицией премьер-министр Франции Эдуар Филипп оперативно выполнил поручение Эммануэля Макрона и в понедельник встретился с лидерами партий, оппозицией и представителями протестных «жёлтых жилетов». Ради этого глава правительства отменил поездку в Польшу. На переговорах присутствовали первый секретарь Социалистической партии Оливье Фор, глава консервативной партии «Республиканцы» Лоран Вокье, сопредседатель Радикальной левой партии Сильвия Пинель и лидер ультраправого «Национального объединения» Марин Ле Пен, передаёт France Info. Один из лидеров «жёлтых жилетов» Давид Танн согласился на переговоры, несмотря на критику со стороны радикальных соратников, сообщает радиостанция France Inter. 5 декабря дискуссия по поводу протестов состоится в нижней палате французского парламента — Национальном собрании, а 6 декабря — в Сенате.

Фото: Panoramic/ZUMAPRESS.com/Global Look Press

Ядро протестующих — движение «жёлтых жилетов» — аполитичная сетевая организация без какой-либо чёткой структуры. К её акциям может присоединится любой желающий, недовольный повышением цен на топливо из-за введения нового экологического налога. В то же время, отмечает ультралевое издание CrimethInc, к движению активно примыкают левые и правые активисты, но пока протесты не приняли выраженный политический окрас — «жилеты» требуют отменить «экологический налог» и остановить рост цен на топливо, позиционируя себя как «рассерженные потребители». Меры приносят результат — манифестанты не только перекрывают трассы, но и блокируют хранилища бензина, в результате чего на заправках Total во Франции подходят к концу запасы топлива. По данным, которые приводит телеканал RTL, 72% французов одобряют протесты против роста цен на бензин.

Во время минувших массовых беспорядков в Париже и других городах митингующие проявили готовность наряду с мирными акциями агрессивно противостоять власти: их мобильные группы появлялись неожиданно в разных местах, громили магазины, устраивали потасовки c полицейскими, бросали булыжники и «коктейли Молотова», силовикам с трудом удавалось перебрасывать силы. В ходе погромов пострадало 23 сотрудника правоохранительных органов и 110 мирных граждан, более 400 человек было задержано. Пострадали архитектурные памятники, в том числе Триумфальная арка в Париже.

В случае, если правительство не пойдёт на уступки, протестующие грозят повторить беспорядки в следующие выходные. Мэрия французской столицы оценила ущерб от масштабных беспорядков 1−2 декабря в 3−4 млрд евро. Парижский градоначальник Анн Идальго заявила, что страна не выдержит ещё одного такого «хаоса выходных дней». Протесты с окончанием выходных не закончились: 3 декабря к манифестантам присоединились врачи скорой помощи, перекрывшие мост, ведущий к Бурбонскому мосту, где заседает Национальное собрание, а также школьники — они заблокировали около сотни лицеев по всей стране. Между тем, количество жертв беспорядков достигло трёх человек. 17 ноября 50-летняя женщина погибла в округе Савойя на юго-востоке страны — в панике её сбила автомобилистка. Через день протестующий попал под грузовик и умер в больнице. 3 декабря в Марселе от последствий отравления слезоточивым газом умерла 80-летняя женщина: фрагменты гранаты, брошенной полицией в демонстрантов во время беспорядков 1 декабря, попали женщине в лицо, когда она закрывала ставни в своей квартире на четвёртом этаже, сообщает Le Parisien.

Фото: Michael Trammer/imago stock&people/Global Look Press

Акции протестов во Франции могут принять политический окрас в том случае, если произойдёт дальнейшая радикализация движения «жёлтых жилетов», отмечает News.ru научный сотрудник отдела политических исследований ИМЭМО РАН Павел Тимофеев: «Пока это всё ещё общегражданский протест, но в случае, если протестующие увидят, что они ничего не добиваются, а оппозиция — что с помощью протестующих можно надавить на власть и заставить её пойти на уступки, не исключено, что её представители примкнут к манифестам и превратят их в политический инструмент».

«Оппозиционные партии заинтересованы в «раскачивании лодки», чтобы заставить власть пойти на уступки. В условиях, когда рейтинг Макрона падает, противники могут использовать протесты, чтобы пересмотреть результаты последних парламентских выборов. Возглавить протест могут как крайне правые, например, глава «Национального объединения» Марин ле Пен, так и крайне левые — политик и журналист Жан-Люк Меланшон. И те, и другие являются по факту «несистемной» оппозицией, обличающей не только Макрона, но и современный капитализм в целом. Все остальные, в том числе республиканцы и социалисты, вряд ли могут возглавить протесты — они для этого слишком умеренные», — говорит франковед.

В то же время, делать какие-то прогнозы сейчас преждевременно, подчёркивает эксперт: «Макрон может прийти к компромиссу с протестующими, в частности отменить "экологический налог" на топливо или предложить какие-либо дополнительные соцгарантии. Тогда движение постепенно сойдёт на нет. Но если президент решится на силовой разгон, политические издержки будут довольно серьёзными. Сейчас главный вопрос — смогут ли протестующие продержаться до католического Рождества или протесты перейдут в "хроническую стадию"».