Для Аркадия Дворковича, которого всё-таки выдавили из правительства, премьер-министр Дмитрий Медведев придумал новую должность — председатель фонда «Сколково». Его сопредседателем стал Виктор Вексельберг, который раньше курировал работу этого учреждения.
Фонд «Сколково» был создан в 2010 году на основе федерального закона, и его целью является реализация Проекта. Именно так официально называет себя Инновационный центр, в задачу которого входит развитие исследований, разработок и коммерциализация их результатов. Предполагалось, что «Сколково» станет своеобразной Силиконовой долиной России, которая буквально осуществит технологический прорыв в сфере высоких технологий.
Однако на деле пока каких-либо особых результатов от деятельности фонда и Проекта в целом население страны на себе не ощутило. Не появилось отечественных смартфонов и компьютеров, не случилось импортозамещения. Пока обывателю всё равно приходится пользоваться зарубежной бытовой техникой, на самолёты ставить французскую авионику.
Вполне возможно, что в недрах самого Проекта и ведутся перспективные разработки, но пощупать их пока почему-то не получается. То есть вот этот пункт — «коммерциализация» — на деле как раз и не виден. Эксперты даже то, что есть, чаще всего оценивают как «дилетантские разработки». И ни разу никто не слышал, чтобы было внедрено в производство по-настоящему что-то серьёзное.
Хотя самой коммерции, судя по всему, там много. Во всяком случае, периодически возникают скандалы, связанные со «Сколково», но все они далеки от заявленной деятельности. То кому-то заплатят за лекции немыслимые деньги, то зарплату себе руководство определит такую, что не всякий успешный предприниматель позволить может, то выяснится, что выделенные деньги были потрачены как-то не так.
Получается, что ни одна из заявленных целей пока не достигнута. Обыватель вообще воспринимает этот центр как некую синекуру для системных либералов и давно уже не ждёт какой-либо практической пользы от подобных организаций.
Тем временем пример «Сколково» оказался заразительным, и всякий чиновник, считающий себя прогрессивно мыслящим и современным, попытался создать нечто подобное. Так под Казанью появился близнец Проекта — Иннополис.
На правом высоком берегу Волги был построен целый город в стиле хай-тек. Придумали и осуществили его бывший министр связи и информатизации России, юное дарование Николай Никифоров и президент Татарстана Рустам Минниханов. Там тоже предполагалось, что его резиденты смогут осуществить технологический рывок в области IT. Однако пока ни одного продукта «сделано в Иннополисе» никто не видел.
Предполагалось, что город станет центром притяжения для специалистов в области IT-технологий и прочих инновационных производств, которые будут съезжаться туда со всех уголков страны, но прежде всего из восточной её части. Кто-то так и поступил, но невероятного бума не случилось.
Сам город расположен хоть и живописно, но несколько оторванно от крупных центров, прежде всего самой Казани. Туда ходят регулярные автобусные шатлы, трасса М-7 расположена рядом, но ощущение большой деревни не пропадает ни на секунду. К тому же тоже не обходится без скандалов — управлять Иннополисом поставили молодых чиновников, но многие жалуются, что методы их ровно такие же, как и везде.
Периодически пиарщики придумывают некие информационные поводы, свозят журналистов, и те потом пытаются чего-то такое написать, но все статьи обычно сводятся к простому перечислению высоких гостей. Больше писать и показывать нечего.
Не исключено, что отстранённый, так же как и Дворкович, от правительства Никифоров всплывёт именно в Иннополисе. Но пока о его планах ничего не слышно.
Но роскошнее всех устроился Анатолий Чубайс. Он, будучи человеком весьма талантливым, первым сообразил про бездонность темы современных технологий и ещё в 2007 году возглавил госкорпорацию «Роснано». С тех пор за 11 лет эта госкорпорация так ничего и не произвела, но «освоила» колоссальные деньги. Достаточно сказать, что консолидированный убыток её в 2016 году составил 19,2 млрд рублей.
Буквально на днях Чубайс разинул было рот и на пенсионные накопления граждан, но увидев испуганные взгляды, быстренько отыграл назад, заявив, что всего лишь имел в виду возможность инвестирования в высокие технологии со стороны негосударственных пенсионных фондов.
Увидели большие перспективы на данном направлении и остальные чиновники. Так, Росатом намерен создать корпоративный венчурный фонд на 3 млрд рублей, причём такую же сумму туда должны будут внести институты развития. Возглавит фонд Евгений Кузнецов.
Губернаторы и мэры городов также регулярно пытаются создавать «Сколково» и Иннополисы на своём уровне. Но чаще всего там сразу ничего не получается, кроме локального кратковременного пропагандистского эффекта. Оно и понятно: чтобы работать в сфере высоких технологий, нужны глубокие знания, раскрепощённый ум и непомерные амбиции. Не каждому дано.