В Роскосмосе рассказали о мерах по борьбе с аварийностью после инцидента с «Союзом». В частности, необходима модернизация системы управления ракет-носителей, установка лазерного оборудования на космодромах и видеослежка за рабочими предприятий. Конечно, это не поможет преодолеть глубокий системный кризис в отечественной ракетно-космической отрасли. Более того, появление на предприятиях видеокамер развяжет руки руководству госкорпорации. Ведь свалить вину на «стрелочников» станет проще, полагают эксперты.
Глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин распорядился модернизировать систему управления ракет-носителей (РН) «Союз-2» с целью исключить во время их пусков процессы, не имеющие резервирования и дублирования. Как сообщили представители госкорпорации, на обновлённых ракетах будет внедрена дублирующая команда: в случае если механика не сработает, через одну-две секунды расчётного времени дублирующая команда будет отдана бортовым компьютером. Эти меры примут после аварии ракеты-носителя «Союз-ФГ».
Созданная по распоряжению Рогозина аварийная комиссия склоняется к версии, что сборщики случайно отступили от документации при соединении бокового и центрального блоков и повредили датчик, отвечающий за отделение «боковушки». При этом РН «Союз-ФГ», на которых установлены системы управления украинского производства, модернизироваться не будут. К 2020 году планируется все пуски пилотируемой программы перевести на ракеты-носители «Союз-2» с системами управления российского производства.
Роскосмос также собирается принять комплекс мер, связанных с процессами производства ракет-носителей и их установки на стартовые площадки. В пресс-службе госкорпорации подтвердили информацию, что по распоряжению Рогозина в ближайшее время экипировка рабочих и контролёров на предприятиях, занимающихся сборкой ракет-носителей, и космодромах будет дополнена видеорегистраторами. Это позволит лучше контролировать производительные работы. Кроме того, в монтажно-испытательных корпусах космодромов собираются установить лазерное оборудование, «обеспечивающее высокую точность сборки крупных конструкций».
Напомним, 11 октября на космодроме Байконур произошла первая авария в истории пилотируемой космонавтики современной России. Ракета-носитель «Союз-ФГ» не смогла доставить на Международную космическую станцию корабль «Союз МС-10», на борту которого находились российский космонавт Алексей Овчинин и астронавт NASA Ник Хейг. Благодаря сработавшей системе аварийного спасения корабля «Союз МС-10» экипаж остался жив. Сообщалось, что комиссия по расследованию причин аварии определилась с возможными виновными в происшествии и сейчас разбираются с каждым конкретным допустившим ошибку сотрудником. В то же время, отмечали эксперты, произошедшее — показатель глубокого кризиса в российской ракетно-космической отрасли, одним из симптомов которого является существенно выросшая за последние годы аварийность.
Модернизация системы управления ракеты-носителя — фрагментарная мера, которая не поможет исправить ситуацию в целом, отметил News.ru научный руководитель Института космической политики Иван Моисеев: «Если посмотреть на предыдущие аварии РН „Союз“, то можно увидеть, что были случаи, когда их причиной было разрушение топливного бака или неисправности в двигателе. Следовательно, в глубокой модернизации нуждается вся ракета, не только система управления». Эксперт подозревает, что это заявление руководства Роскосмоса не имеет конкретного практического смысла и было сделано «просто для того, чтобы что-то заявить».
Второй пространной мерой по повышению качества производства и сборки ракет-носителей, по мнению Моисеева, является установка на космодромах лазерного оборудования. «Зная стандартные процедуры сборки сложных конструкций на космодромах, я с трудом представляю себе, зачем там может понадобиться лазерное оборудование. Слишком абстрактная формулировка, чтобы иметь конкретное наполнение», — пояснил он.
Что касается видеорегистраторов, то на Западе это обычная практика: везде на ключевых предприятиях отрасли установлены камеры. «Это действительно помогает улучшить качество производства, кроме того, рабочие, зная, что их снимают, работают спокойнее и тщательнее», — считает Моисеев. Что касается России, то эта мера, полагает аналитик, будет каплей в море. «Когда аварии происходят относительно часто и по совершенно разным причинам, а ошибки могут допускаться как на предприятии, где собирается ракета, так и на космодроме, необходим целый комплекс мер по оздоровлению отрасли, одни средства видеофиксации не помогут. Кроме того, если подходить к вопросу серьёзно, необходимо увеличить штат предприятий, поскольку кроме непосредственных исполнителей, необходимы будут дополнительные контролёры, отслеживающие качество производства по видеозаписям. И это должны быть квалифицированные специалисты», — полагает эксперт.
Кроме того, Моисеев опасается, что в российской действительности видеослежка за сотрудниками предприятий может привести к тому, что в итоге любые дефекты в производстве будут валить на «стрелочников». «Собственно, и сейчас „крайним“, как правило, является исполнитель. Вспомните, как в 2017 году в использовании неправильного припоя при производстве РН „Протон-М“ обвинили кладовщицу, не обнаружившую брак», — напомнил аналитик. Если же начать разбираться, кто выписывал требования, кто распорядился, кто контролировал, то всегда логическая цепочка выведет на самый верх, к руководству, отметил эксперт. «Видеокамера фиксирует производственный процесс, а не момент „нарезки задач“ и выдачи распоряжений, следовательно, „стрелочников“ будут искать ещё активнее», — заключил Моисеев.