Не успели рядовые болельщики проснуться, потянуться и исполнить свой утренний церемониал, как их уже увлекло в мир снежных досок. Если точнее — в мир сноуборда. В грядущий сезон национальная команда по этому зимнему виду спорта рискует вступить без двух своих лидеров. News.ru разбирался с той кутерьмой, которая заволокла снежное царство.
В открытую конфронтацию с Федерацией сноуборда России вступили лидеры женской сборной — Алёна Заварзина и Екатерина Тудегешева. Зрел конфликт, оказывается, уже несколько лет. То, что поднято с илового дна сейчас, — следствие лопнувшего терпения самих сноубордистов.
Весь прошлый сезон Заварзина откатала за спасибо. Ни разу не получила зарплату, хотя выступала за сборную. Даже представляла страну в Пхёнчхане. Там 29-летняя россиянка стала четвертой, показав лучший среди наших сноубордистов результат.
«Со мной поступили жестоко, и я не буду вдаваться в подробности. Обвинять кого-то бессмысленно, но строить большое спортивное будущее Федерации придется без меня», — цитирует бронзового призера Сочи «Спорт-Экспресс».
В подвешенном состоянии находится и Тудегешева. Её не включили в общий список на прохождение углубленного медицинского обследования. Всячески тем самым подчёркивая: либо 30-летняя спортсменка тренируется со сборной, либо её не будет в команде. И это — победителя зачёта параллельного слалома и обладателя Малого хрустального глобуса по итогам прошлого сезона.
За кадром осталась ситуация с Екатериной Хатомченковой. На заключительных этапах Кубка мира 25-летняя москвичка показывала лучшие — вслед за Заварзиной и Тудегешевой — результаты, но в Пхёнчхан не поехала. Отбор на Олимпиаду 2018 года руководство Федерации прекратило, когда ещё предстояло провести три этапа Кубка мира. А по окончании сезона Хатомченкову и вовсе выгнали из сборной.
Всё, о чём говорят сноубордисты, указывает на организационный бардак в Федерации. Взять хотя бы саму сборную, которой руководит Денис Салагаев. 38-летний наставник не обладает нужным авторитетом. Его лучший результат на чемпионатах мира — девятый, а на Олимпийских играх — 18-й. На это и напирает Тудегешева в интервью «Спорт-Экспрессу»:
«Салагаев не может работать с теми, кто умнее, сильнее или опытнее. Лично мне он не может дать ничего. У него нет контакта ни со мной, ни с Заварзиной, ни с Хатомченковой. А молодые смотрят на него с открытым ртом — и ему это нравится. Но работать с ним — заниматься псевдодеятельностью. Нужно готовиться по четко продуманному плану в нормальных условиях и добиваться результата — другого не дано».
Вот и выходит, что все ведущие российские сноубордисты готовятся самостоятельно. Это касается и Тудегешевой, и Заварзиной. Так и мужа последней — Вика Вайлдера, двукратного олимпийского чемпиона.
Критические стрелы летят и в президента Федерации — Дениса Тихомирова. 43-летний чиновник по совместительству значится еще и главным тренером сборной. Он возглавил национальную команду в 26 лет, сразу же после завершения карьеры спортсмена. А после успеха в Сочи-2014, где наша сборная взяла четыре медали (два золота, серебро и бронзу), решил ковать железо, пока горячо. И создал Общероссийскую общественную организацию «Федерация сноуборда России».
А когда сноуборд ещё входил в Федерацию горнолыжного спорта, произошла дивная история, о которой поведал Андрей Болдыков. На сборе в Швейцарии сборникам выделяли по €20 суточных. На встрече с президентом Федерации Андреем Бокаревым Болдыков спросил, нельзя ли поднять суточные. Тогда и выяснилось, что на человека полагалось по €50.
«После этого ко мне подошел Тихомиров и начал предъявлять претензии, спрашивать, почему я с ним ничего не обсудил», — недоумевал Болдыков.
Надо ли досказывать, что после этого Андрей долгое время не вызывался в сборную?
Сам Тихомиров об атмосфере в команде отзывается как о рабочей: «Абсолютно нормальная». А о Тудегешовой говорит: «Она сложная персона для команды». Оказывается, это сама спортсменка не подтвердила своего участия в сборной. Вменяется ей также то, что она взяла на себя обязательство выиграть медаль в Пхёнчхане и не выполнила его.
Об уволенном главном тренере молодежной сборной Евгении Пронашко отзывается: «А великих тренеров не бывает». Упоминание о 42 медалях, которые за 12 лет привезли с чемпионатов мира его воспитанники, парирует: «Он постоянно все заслуги присваивает себе». А главное-то, оказывается, что? Отчётов о проделанной работе от него не дождешься. Не то, что от мужа Натальи Подоровской, вице-президента Федерации.
Когда разговор заходит про инвентарь сборной, за который расписываются спортсмены, но который не получают, а потом видят в магазине бывшей его жены, Тихомиров божится в интервью «Спорт-Экспрессу»: «Да даже мыслей таких не было! Пусть меня бог накажет, если не так. С такими вещами не шутят».
В общем, враньё, что Илья Витюгов в 2017 году выиграл юниорский чемпионат мира на сломанной доске, да к тому же — купленной с рук. Это старческий маразм настиг подлого Станислава Деткова, который по документам был на сборе в Хинтертуксе, а сам того не помнит. Как бы ни заверяли его в Минспорте в обратном.
Позиции сторон обозначены, громкие слова сказаны, копившиеся негативные эмоции выплеснуты. Что остается по зрелому размышлению?
Тренерский штаб во главе с Салагаевым держит путь на омоложение сборной. Взрослые, самостоятельные и способные высказать свое мнение Заварзина с Тудегешевой не нужны. Первая уже объявила об уходе, вторую к этому настойчиво подталкивают. «Происходит настоящий слив лидеров», — сформулировала Екатерина.
Она видит разрешение ситуации в смене тренерского штаба. Мол, Салагаев отработал четырёхлетний цикл, а на Олимпиаде ни одной медали сборная не взяла. А между строк читается и уход Дениса Тихомирова. Этот «бездарный руководитель» разогнал всех «умных и конструктивных», оставив только «скромно-запуганных».
Конструктивнее выглядит позиция Заварзиной. Она не отрицает, что проблемы в сноуборде есть. «В той или иной мере», — уточняет Алена. Но призывает учитывать контекст и помнить, что в конфликте не бывает единственно правой стороны («Тихомиров не виноват в том, что случилось»). А главное — указывает основную причину:
«Чтобы быть лучшим в мире нужно иметь лучших в мире профессионалов, обслуживающих подготовку, и лучшие в мире условия. У нас же спорт высших достижений обслуживается на уровне, не соответствующем этому понятию».
Так и доживём до февральского чемпионата мира в американском Парк-Сити. На манер лебедя, рака и щуки. Руководство Федерации будет оправдываться перед верхами и прессовать низы, тренерский штаб продолжит воевать со спортсменами, а те, в свою очередь, рассчитывать только на себя. Российский спорт, как он есть.