В стране продолжаются войны социологов: «иностранный агент» Левада-Центр и Всероссийский центр исследования общественного мнения (ВЦИОМ), обладающий репутацией провластной организации, конкурируя друг с другом, пытаются нарисовать наиболее убедительную картину современного российского общества.
12 ноября Левада-Центр опубликовал результаты очередного опроса, посвящённого тому, как россияне хотят влиять на политическую жизнь страны. Оказалось, что каждый пятый считает самым действенным методом активные протесты, причём среди них большинство, что ожидаемо, — это люди в возрасте от 18 до 24 лет. Собственно, именно молодёжь в последние годы составляет основу самых громких массовых уличных выступлений, и летние московские «массовые беспорядки» не стали исключением.
Уже на следующий день вышло большое интервью с главой ВЦИОМа Валерием Фёдоровым, в котором он достаточно подробно объяснил, что никакой революции ждать не приходится, а молодёжь на самом деле хочет держаться от политики в стороне и весело жить, а не лезть на баррикады.
Впрочем, начал он с интересного заявления, делающего, по большому счёту, всю работу как ВЦИОМа, так и Левада-Центра довольно бессмысленной в области политики: Фёдоров заявил, что никакая социология не должна влиять на решения правительства или президента. По его словам, «нет ничего хуже, чем диктатура общественного мнения», поскольку этим самым мнением легко манипулировать, особенно если учесть, что мы живём в эпоху фейк-ньюс. В качестве примера он напомнил о пожаре в кемеровском ТЦ «Зимняя вишня», когда украинские пранкеры распространили волну слухов о заниженном властями числе жертв. «Вы хотите, чтобы правительство тут же на всё это реагировало?» — задался он вопросом.
Говоря же о выявленном Левада-Центром росте числа россиян, ожидающих решительных перемен в стране (с 42% до почти 60%), глава ВЦИОМа поспешил успокоить, заявив, что, хотя опрос был взвешенным и объективным, ситуация совершенно не критическая. Признавая, что людей не устраивает нынешняя стабильность с годовым ростом ВВП в 1%, он напомнил, что недоволен ею и Владимир Путин, чьи майские указы призваны эту ситуацию изменить. А революции в России никто не хочет, поскольку люди понимают, «что революцию делают прекраснодушные мечтатели, а плодами её пользуются подонки и проходимцы».
Есть понимание слишком высокой цены любых революционных потрясений. Мы всё-таки как-то живём, справляемся, даже детей рожаем, растим, в люди их выводим. Лучше реальность такая, чем фантастические бредни: много обещают, но что будет на деле, никто не понимает, — утверждает Фёдоров.
Так же легко глава ВЦИОМа развеял и опасения того, что российская молодёжь решит снести до основания мир существующих политических и бизнес-элит, поскольку она, по его мнению, сейчас увлечена совсем другими вещами: киберспортом и ЗОЖ, а политику считает занятием маргинальным и «ни за каким Навальным идти не собирается».
Наша молодёжь чего хочет? Она достаточно, кстати, безобидная. Хочет развлекаться, хочет всего красивого, чтобы всё было, как в айфоне, — в один клик. Хочет тусоваться, не очень напрягаться, быстро менять работу, — вот так видит молодое поколение глава ВЦИОМа.
Возможно, кому-то в высоких кремлёвских кабинетах после такого анализа политической ситуации в стране действительно стало значительно спокойнее. Но, по-хорошему не должно бы. Понимаю, что вспоминать Украину в свете протестов — дурновкусие, но всё-таки: неужели там молодёжь в 2014 году хотела драться с «Беркутом», а не развлекаться и жить, не напрягаясь?
И, если верить словам Фёдорова о том, что СМИ и власть получают от его Центра одинаковую информацию, хотелось бы, ради спокойного и стабильного будущего той самой молодёжи, чтобы главный социолог страны относился к ней с чуть меньшим высокомерием и чтобы один из следующих опросов ВЦИОМа давал ответ на вопрос, как вчерашние маргиналы взяли власть.