Следователи ФСБ считают, что опубликованной информации по делу советника главы Роскосмоса и бывшего журналиста Ивана Сафронова достаточно для восприятия ситуации. Они отказались раскрывать обвиняемому и его адвокатам суть обвинений.
Институт криминалистики ФСБ пришёл к выводу, что дело не касается журналистской деятельности Сафронова. Остальные сведения спецслужба готова раскрыть только после завершения расследования, которое может затянуться на год-полтора, передаёт «Коммерсант».
По информации сотрудников СМИ, защита обвиняемого подала ходатайство о разъяснении целого ряда вопросов ещё две недели назад. Адвокат Иван Павлов рассказал, что фактически вопросы сформулировал сам Сафронов после предъявления обвинения 13 июля и допроса в статусе обвиняемого.
На основе этого нами и были составлены ходатайства, направленные в установленном законом порядке следователю, на которые 29 июля мы по почте получили официальный ответ — постановление о рассмотрении, — подчеркнул он.
Подозреваемый хотел прояснить часть обвинений, скупо опубликованных следствием. В частности, он хотел понять, при каких обстоятельствах он якобы сотрудничал с разведкой Чехии, а также какие именно задания он выполнял и кто именно дал эти задания. Также обвиняемый пытался выяснить свои корыстные мотивы, где, когда и что он собрал в качестве информации, когда и каким образом передал эти сведения.
Следователь по особо важным делам СУ ФСБ подполковник юстиции Александр Чабан решил, что защита прикрывается разъяснением сути и пытается выяснить данные предварительного следствия. В своём отказе он подтвердил законность привлечения Сафронова в качестве обвиняемого и упомянул его «сотрудничество» с чешскими спецслужбами.
Отсутствие связи обвинения с журналистской деятельностью в ФСБ объяснили отсутствием на сайте газет «Коммерсант» и «Ведомости» материалов, которые содержат передаваемые Сафроновым сведения. Однако Чабан отказал обвиняемому в ознакомлении с результатами исследования Института криминалистики ФСБ и не пояснил, проверили ли эксперты анонимные заметки или тексты, публиковавшиеся под другими именами.
Фактически нам отказали во всём, — сказал Павлов.
Он добавил, что в таких условиях защищаться практически невозможно. При подобной секретности обвиняемый ознакомится с материалами через полтора года, когда истечёт срок его содержания под стражей.
К сожалению, для следователей ФСБ это становится привычным — такое у меня сейчас происходит по двум другим делам подобного характера, — сказал он.
Защитник рассказал, что не располагает никакой официальной информацией о состоянии здоровья Сафронова. Последний раз адвокаты приходили к нему 22 июля.
Сафронова задержали в Москве 7 июля. Он подозревается в работе на одну из спецслужб НАТО и передаче ей секретных сведений о военно-техническом сотрудничестве и «оборонке» России. За Сафронова поручились более 20 работников СМИ и общественных деятелей.
В Роскосмосе утверждают, что задержание Сафронова не связано с его работой в госкорпорации. До этого он трудился в газетах «Ведомости» и «Коммерсант», занимался военной и космической тематиками.
По данным СМИ, Сафронов неоднократно встречался с гражданином Чехии Ларишем, который является представителем CBAP и кадровым сотрудником спецслужб.
Ранее NEWS.ru писал, что другой адвокат Сафронова, Евгений Смирнов, рассказал об отсутствии следственных действий в отношении его подзащитного. При этом ФСБ не отвечает на ходатайство с просьбой конкретизировать обвинение. Юрист также отметил, что сам факт возбуждения уголовного дела против Сафронова пока не обжалуется в соответствии с тактикой защиты.